Серьезные испытания

31.03.2011

Когда месяц назад центральные СМИ рассказали о грандиозном запуске в Обнинске первого компактного генератора нейтронов, читатели «Новой среды» захотели узнать – когда же с его помощью будут лечить людей и как можно попасть на такое лечение?
Этот компактный генератор создали специалисты НИИ автоматики им. Н.Л. Духова, а экспериментальные исследования сейчас проводятся на базе МРНЦ, тогда как финансовую часть взял на себя «Росатом». И это действительно стало событием даже не федерального, а — ни много, ни мало — мирового масштаба. Однако лечить людей на этой установке пока нельзя — сейчас идут физико-дозиметрические и доклинические испытания на животных.
Сегодня нейтронная терапия в лечении онкобольных используется не только в России, но и во многих странах мира. Вот только ускорители — это огромные и сложные сооружения размером с многоэтажный дом, и понятно, что возле каждого российского онкологического центра по отдельному пятиэтажному корпусу не выстроишь. Наши ученые сумели сократить размеры генератора в сотни раз, уменьшив его до размера обычного рентген-аппарата, который можно поставить если уж даже не где угодно, то, по крайней мере, во многих медицинских центрах: его габариты — 1 м в длину и 40 см в диаметре!
«Нейтронная терапия — довольно перспективный метод лечения, — говорит академик, директор МРНЦ

Так выглядит первый компактный генератор нейтронов

Так выглядит первый компактный генератор нейтронов

Анатолий Федорович Цыб. — Она эффективна в случаях, когда другие методы не работают, например, при лечении радиорезистентных, радиоустойчивых опухолей, а также он во многом расширяет возможности лечения рецидивирующих опухолей. И то, что для этих целей удалось создать довольно компактный генератор, — это огромный шаг вперед. С онкологией надо бороться не путем создания единичных специализированных центров, которых все равно в масштабах огромной России будет недостаточно, а путем установки вот таких генераторов в уже имеющихся медучреждениях — чтобы пациент не ехал за лечением через полстраны».
«Подобная установка еще более ценна тем, что эффективна в лечении «запущенных» опухолей, — продолжает завотделом радиационной биофизики Степан Ульяненко. — А ведь зачастую в России пациент обращается за медицинской помощью, когда болезнь достигает 3-4-й стадий, когда есть метастазы, и прогноз совсем не оптимистичный. По нашим расчетам такая установка пригодилась бы минимум в 150 клиниках страны».
Однако о серийном производстве таких ускорителей говорить пока рановато. Специалисты уточняют: лечить людей с помощью этого генератора нейтронов пока еще нельзя даже в порядке эксперимента. Поскольку сегодня в арсенале МРНЦ не полноценный прибор, а лишь его «начинка» — источник нейтронов. Он и выглядит не особо эстетично: черная трубка, опутанная кабелями, зафиксированная на держателе. Впрочем, внешняя красота прибора — это вопрос двадцатый: главное, что для установки не разработан протокол, нет четких инструкций, как с ней грамотно обращаться — грубо говоря, на каком расстоянии от источника должен находиться человек с определенным типом опухоли. Пучок нейтронов надо еще научиться подводить к опухоли — а этого еще никто в мире не делал и не умеет делать. Нужно еще и отследить качество лечения — собрать и изучить данные, в скольких случаях какая была эффективность и т.д.
Словом, нынешняя фаза работы специалистов — это доклиническая стадия испытаний. «Сейчас через установку проходят животные, — говорит Ульяненко. — Это, в первую очередь, лабораторные животные-опухоленосители , а также собаки и кошки со спонтанными опухолями из обнинского ветеринарного центра «Велес». В течение года мы будем заниматься только животными. Затем в НИИ автоматики будет создан первый опытный образец, и тогда с помощью установки мы сможем лечить людей — но только в порядке эксперимента и при серьезном отборе пациентов. Это уже будут клинические испытания, и они продлятся не менее года. И только после этого можно говорить о серийном производстве подобных установок для медицинских центров всей страны».
В МРНЦ говорят: работа предстоит серьезная и масштабная, надо объединять усилия биологов, химиков, физиков, дозиметристов, математиков и т.д. И это тоже вопрос не одного года. «Если раньше основной была проблема недостаточного финансирования, то теперь мы испытываем проблему кадровую, — говорит Степан Евгеньевич Ульяненко. — Не так много специалистов, которые могут работать в этом направлении: из науки «вымыто» целое поколение, опытных сотрудников немного, а студенты нам не подходят — это серьезные технологии, и высококлассным специалистом можно стать, только работая по проблеме несколько лет. Так что нам предстоят «серьезные испытания» во всех смыслах: мы должны не только создать новый прибор, но и подготовить специалистов, которые смогут обслуживать установку и лечить людей».

А что Вы думаете по этому поводу?