СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС АНТРЕПРИЗЫ

18.02.2009

Спектакль «Любовь по системе Станиславского», показанный в ГДК, ярко отразил все кризисные явления в театральном искусстве.
Обнинским театралам ГДК преподнес очередной подарок — в минувшее воскресенье они смогли живьем увидеть две легенды советского театра и кино — Елену Шанину и Михаила Козакова в спектакле «Любовь по системе Станиславского», по пьесе 37-летней актрисы Инны Милорадовой, сыгравшей там же.

Честное слово, уже за то, чтобы посмотреть на Шанину с Козаковым, можно, не жалея, выложить тысячу рублей за билет. Имена, того они и стоили. А уж понравилась ли их работа, не понравилась, не так уж и важно — главное, что эти великие актеры осчастливили обнинскую сцену своим на ней присутствием.

Шанина у нас вообще была в первый раз, а Козаков, помнится, выступал в ДК «Строитель» в середине 70-х в канареечного цвета пиджаке в рамках какого-то киноабонемента — еще до того, как он прославился «Покровскими воротами» и «Безымянной звездой».
Сейчас Михаилу Козакову уже 74. Елена Шанина, конечно же, моложе. Но время, увы, не стоит на месте — самую свою знаменитую роль Кончиты она сыграла 26 лет назад…

Такие актеры борозды не портят. Что вполне можно сказать и об их молодых партнерах по спектаклю — просто они не такие знаменитые и известные. И чтобы выжить сейчас, они вынуждены играть в антрепризных спектаклях. Елена Шанина в своем родном «Ленкоме» занята в этом сезоне только в одной постановке, идущей раз в месяц. Михаил Козаков — вообще свободный художник, недаром же спектакль «Любовь по системе Станиславского» он называет своим «кормильцем». За прошедший после премьеры год эта комедия была показана десятки раз во многих городах страны.

Злые языки это явление называют «чесом по провинциям», а доброжелательно настроенные зрители благодарны за возможность лицезреть любимых актеров. Короче говоря, увидеть театральных звезд на местной сцене мы можем только в антрепризе и никак иначе. А практически все московские антрепризные спектакли, за исключением разве что «Ужина с дураком», уже побывали на обнинской сцене. «Бестолочь» с Олесей Железняк и Юлией Меньшовой так вообще скоро привезут в наукоград в третий раз. И при всей непохожести спектаклей, общие черты есть у всех. Или почти у всех. Во-первых, это всегда комедия. Секрет, в принципе, прост — комедия проще продается. Этот жанр легок и популярен, зрители на комедию идут охотно.
Во-вторых, это не просто комедия, а в большинстве случаев водевиль, где любовные перипетии стоят на первом месте.
А куда ж без этого? Что любому человеку ближе и понятнее всего? Поэтому водевиль — беспроигрышный вариант для антрепризы. А в-третьих, конечно звезды. Без известных актеров никакой антрепризный спектакль не соберет полного зала.

Вот в марте в Обнинске Калужский драмтеатр собирается сыграть «Двенадцатую ночь» Шекспира. Тоже комедия. Но без известных актеров. И хотя спектакль имеет очень хорошую критику (в смысле — положительные отзывы специалистов), навряд ли он соберет в наукограде большую аудиторию. Что закономерно и неудивительно.

Поэтому привезут к нам «Двенадцатую ночь» не для того, чтобы заработать. Антреприз некомедийного жанра в Обнинске за последние пять лет показали всего две — «Art» с Игорем Костолевским и «Людимыши» c Михаилом Ефремовым. Обе эти работы — высочайшего качества. И оба раза залы были заполнены. Это же говорит о том, что не только комедией жив провинциальный театральный зритель, и тем более — водевилем.

Но, похоже, современные театральные импрессарио думают иначе. В этом-то и проявляется кризис российской антрепризы как явления — она все более становится элементом шоу-бизнеса, чем искусства, и вовсе не по вине «потребителей». Хотя импрессарио, может быть, и правы: многие идут на антрепризный спектакль, как на развлечение, его ожидают, его и получают. Поэтому в финале спектаклей половина зала аплодирует стоя. И «Любовь по системе Станиславского» тоже была удостоена овации.

Алексей СОБАЧКИН
Газета «Новая среда+», № 4 (18) 18 февраля 2009 года

А что Вы думаете по этому поводу?