Генетический банк

19.05.2010

Обнинские медики работают над тем, чтобы онкологические больные могли рожать здоровых детей.

В первом российском банке генетического материала больных со злокачественными опухолями, созданном в Обнинске в отделении новых медицинских технологий МРНЦ РАМН, уже собрано 94 образца.

Сегодня там вовсю идет оснащение новейшим оборудованием для расширения программы “Репродуктивное здоровье онкологических больных” — ремонтируется 5-й этаж Центра, привозят высокотехнологичное оборудование, обустраиваются лаборатории, готовятся дополнительные операционные.

Сама программа, как это следует из названия, направлена на сохранение репродуктивной функции у онкологических больных молодого возраста. Она одобрена Комитетом по здравоохранению Государственной Думы.

В чем суть методики, обозначенной в программе? Как объясняет заведующая отделением новых медицинских технологий, доктор медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения Марина Киселева, перед проведением лечения по поводу онкологического заболевания у пациента производится забор генетического материала (ткани яичника или спермы), который затем криоконсервируется.
После проведения лечения онкологического заболевания у каждого из этих пациентов есть шанс иметь семью, детей и быть членом общества.

Как поясняют сотрудники МРНЦ, к сожалению, рак сегодня сильно помолодел. Согласно общероссийской статистике, каждому шестому пациенту с диагностированными злокачественными новообразованиями в возрасте от 17 до 24 лет ставят страшный диагноз — лимфогранулематоз.

Однако раньше, если молодого человека или девушку “коснулся” рак, о детях они уже и не мечтали. Так, 78% мужчин, которые обращаются по поводу лечения онкозаболеваний, хотели бы иметь в будущем детей. Но после лечения такая возможность остается лишь у 2050%. У остальных развивается бесплодие.

Например, женщине с диагнозом “рак молочной железы” проводят стандартное лечение — лучевая, химио-, гормонотерапии. После такой нагрузки на организм функции яичников отключаются, и детей такие пациентки иметь не в состоянии.
“К сожалению, все еще доминируют сформированные стереотипы традиционной медицины, накладывающие табу на реализацию репродуктивной функции у больных, перенесших рак, — отмечает Киселева. — Но в развитых странах, напротив, эта проблема у онкобольных успешно решается с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Именно на это и направлены наши усилия в отделении”.

Но самое главное, генетический материал сегодня изучают на предмет наличия онкологических мутаций, чтобы исключить рождение детей с подобной патологией. Сегодня врачи могут выявить ген, “ответственный” за возможное развитие определенного вида рака у человека. А это значит, что супружеские пары, которые находятся в группе риска (то есть могут передать онкозаболевание по наследству) сегодня могут родить здорового ребенка.

Специальная методика, позволяющая определить в семье мутации конкретного гена, дает возможность эффективно проводить пренатальную диагностику на ранних стадиях беременности. Благодаря этой уникальной методике онкологические больные молодого возраста смогут иметь семью, испытать радость быть родителями, жить полной жизнью.

“Когда человеку ставят диагноз “рак”, в большинстве случаев жизнь для него теряет краски, — говорит Марина Викторовна. — У него пропадает стимул жить. И когда мы сообщаем людям о том, что в будущем они, возможно, смогут иметь детей, их личная мотивация к выздоровлению возрастает во сто крат. Это очень важно при проведении самого лечения. К слову, сегодня мы работаем в кооперации с ведущими онкоцентрами страны. К нам приезжают на консультацию из других стран. Да и мы сами постоянно участвуем в семинарах за рубежом, где активно борются с проблемой репродуктивных функций у онкобольных”

P.S. Во время нашей беседы заведующая отделением новых медицинских технологий показывает документы на различных больных, которые будут пролечены в Центре. Среди них — и Елена (имя изменено). Ей 32 года, у нее IV стадия рака молочной железы. Она мечтает стать мамой. Сотрудники отделения пытаются ей помочь.

А что Вы думаете по этому поводу?