Другой взгляд
27.04.2010
В ближайшее воскресенье театр «ДЕМИ» представит премьеру спектакля «А зори здесь тихие».
Многие помнят знаменитый фильм Станислава Ростоцкого, снятый по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Лидер проката 1973 года — 66 миллионов зрителей. Приз Венецианского фестиваля. Кино вошло в число «100 лучших фильмов СССР». Там снималась звезда Ольга Остроумова — кто не помнит сцены в бане, где ее показали обнаженной?
А несколько лет назад китайцы сняли 19-серийный ремейк, который показали по российскому телевидению — критики оценили эту работу достаточно высоко.
И вот теперь «А зори здесь тихие» выходят у нас — на обнинской сцене.
«Я думал о постановке этого спектакля еще 10 лет назад, — говорит режиссер театра Олег Демидов, — а осенью прошлого года понял, что пора: на каждую из ролей сейчас есть хорошие актеры.
Конечно, не буду врать, что спектакль ставится не к юбилею Победы, но это будет абсолютно не «датская» работа». По мнению режиссера, большинство юбилейных театральных постановок о войне похожи друг на друга: пафос, гимнастерки и бутафорское оружие.
«В нашем спектакле не будет ни одного, ни второго, ни третьего, — обещает Демидов. — Мы даже обойдемся без зловещих теней немецких солдат».
Сижу на репетиции, и очень скоро начинаю понимать — режиссер не обманывает. Винтовки обозначены предельно условно. Одеты актрисы обычно, из военных атрибутов только пилотки, что для любого современного молодого человека не просто деталь одежды, а легко читаемая метафора.
По поводу же пафоса, вот «картинка» с репетиции: режиссер объясняет актеру Мышляеву: «Саша, старшина Васков вначале — это местный маршал, забывший о жалости, для него девчонки — это боеединицы, которые добудут для него победу. Давай попробуем сыграть такое отношение».
Судя по всему, «А зори здесь тихие» продемонстрируют нетрадиционный взгляд на войну, это будет спектакль о том, что не принято говорить в канун юбилея: о бессмысленности жертв Великой Отечественной, о том, что огромного количества смертей можно было избежать, но кто ж жалеет «пушечное мясо»? И ужас в том, что даже не важно, какого оно пола.
«Мы лепим не агитку, но и не антиагитку, — рассказывает Олег Демидов. — Просто хочется в художественной форме высказаться о цене жизни и смерти, о цене Победы. Мы стремимся показать, как была организована война. Не секрет, что врага иногда заваливали трупами. Наш спектакль — это диалог между прекрасными девушками, которые уже на том свете, и человеком, пославшим их на смерть».
Вот и Валерия Кашлаева, студентка 4-го курса ФРИДАС, исполнительница роли Риты Осяниной, говорит: «У нас совсем другая история получается по сравнению с фильмом, хотя суть одна и та же. Она другими красками раскрашена, более яркими, насыщенными. Поэтому в спектакле по сравнению с фильмом все по-другому».
Кому-то из актрис знаменитый фильм Ростоцкого помогает, кому-то, наоборот, мешает. Гимназистка Софья Лебедева, исполнительница роли Жени Комельковой, опасается, что ее непроизвольно станут сравнивать с Остроумовой: «Я этого немного боюсь. Моя героиня будет другой, поэтому люди могут подумать, что я не поняла образ. На самом деле я попытаюсь сыграть другую девушку: более хулиганистую, менее женственную».
На актрис Риту Голимаз и Женю Ермакову фильм совсем не давит: «Мы стараемся показать совсем другие характеры».
Толстушку Лизу Бричкину, влюбленную в старшину, будет играть тоненькая Анна Сычева: «Размер тела не принципиален, в первую очередь мне бы хотелось показать душу моей героини. А кино я специально не смотрела, чтобы на меня ничего не влияло».
По поводу же воспитательного значения спектакля режиссер говорит: «Надеюсь, что очередная работа театра «ДЕМИ» посеет сомнение в идеологических штампах, которые навешивали и навешивают на войну».
А что Вы думаете по этому поводу?