Не вытянули
28.05.2014
Только треть вузов Калужской области смогли дотянуться до пороговых значений при последнем мониторинге, окончательные результаты которого появятся в самое ближайшее время. Судьбу остальных решит межведомственная комиссия.
Министерство образования проводит мониторинги уже третий год, и цель этой работы понятна: очистить рынок от псевдовузов, которые вместо знаний дают студентам корочки. А то, что таких, с позволения сказать, учебных заведений в России немало, лишний раз доказывать смысла не имеет, все и так об этом наслышаны. Да и статистика не оставляет тут никаких сомнений: сейчас в стране работает 3,5 тысячи вузов, тогда как в советские годы их было впятеро меньше. И в итоге, большинство выпускников не могут найти работу по специальности — экономике они не нужны.
Одним словом, Минобразования разработало несколько десятков критериев, которые должны объективно показать, насколько университет или институт в состоянии обучать студентов. И в предыдущие два года процесс, что называется, пошел: у тех вузов, которые кроме вывески ничем похвастать не могли, стали отзывать лицензии. Впрочем, процесс этот не имел всеобъемлющего характера. А вот в нынешнем году ситуация, похоже, кардинально меняется: планку, поставленную Минобразом, большинство преодолеть просто не смогло. «В нашем регионе только 8 из 21 вуза выполнили 4 и более показателей, — говорит Марина Ткаченко, руководитель Консультационного центра (для Калужской области он создан по решению российского Совета ректоров на базе обнинского ИАТЭ — www.iate.obninsk.ru). — А 4 — это пороговое значение, ниже нельзя». Судьбу остальных после подведения окончательных итогов мониторинга решит межведомственная комиссия: либо им предложат подготовить программы развития, либо подвергнут реорганизации — то есть присоединят к более сильному институту или закроют. Вот такие перспективы.
В Обнинске ситуация, если смотреть на данные мониторинга, выглядит вообще печально. Два вуза с неплохой репутацией — ГУУ и РГСУ — смогли набрать только по одному баллу. Хотя, если смотреть подробные данные, то «не дотянули» эти вузы по многим параметрам совсем чуть-чуть. Тем не менее, итоговый показатель тревожный. И то, что флагман обнинского университетского образования ИАТЭ набрал максимальные 7 баллов, на этом фоне все равно радовать не может.Почему же так резко изменились результаты с прошлого года? Прежде было конкретное задание, диктовались конкретные цифры, которых вуз должен был добиться во что бы то ни стало. Теперь иначе. Заранее непонятно, к какой цифре стремиться. По области вычисляется медианное значение, и именно оно становится ориентиром. Более того, многие данные подпадают под внешний мониторинг. Например, сколько выпускников трудоустроено? Эти данные поставляет минтруда, а не вуз. Или насколько важен вуз региону? Этот показатель рассчитывает уже сам регион.
С другой стороны, как говорят специалисты, линейка, с которой меряют образовательную систему, содержит слишком много погрешностей. Взять такой критерий, как научная деятельность. Учитывается все — от количества журналов, издаваемых вузом, до количества лицензионных соглашений. Понятно, что небольшому заведению равняться с крупным университетом тут невозможно. То же относится и к международной работе: вряд ли в провинциальный филиал поедут учиться иностранцы, тогда как в крупном головном вузе их предостаточно. Да и по целому ряду других параметров — объему площадей на праве собственности, доходам от НИОКР, количеству аспирантов — малыши не могут соперничать с гигантами. Но это, как уверяют эксперты, вовсе не означает, что маленькие вузы-филиалы плохи по определению. Тут важна начинка — кто и как учит.
Впрочем, это все теория. Для большинства людей куда как важнее практика. Что, к примеру, делать тем студентам, которые волею судеб оказались в неэффективном вузе, обреченном на реорганизацию? «Собственно, для решения их проблем и проблем преподавателей неэффективных вузов созданы такие Консультационные центры, как наш, — говорит Марина Ткаченко. — Например, закрывается филиал. Это не значит, что перед студентом закрываются двери — и все. Человек имеет право продолжить образование в головном вузе, причем по той же форме, учебной программе и стоимости, что предлагал филиал. И мы готовы оказать таким ребятам необходимую консультационную и правовую поддержку».
Ну, а самое важное на сегодняшний день — это, конечно, поступление. Как быть здесь? «Еще до начала работы приемных комиссий в вузах, — продолжает Марина Геннадьевна, — станут известны окончательные итоги мониторинга и выводы межведомственной комиссии. Абитуриентам и родителям стоит обратить на них пристальное внимание».
А что Вы думаете по этому поводу?