Бабочки в храме

03.04.2014

Картины, вывешенные в школе № 11, скоро переедут в музей. Временно. Там откроется выставка обнинского художника Алексея Никитенкова.

В этом году Алексею Никитенкову исполнилось 55. Так что выставка — юбилейная и в какой-­то степени подводящая промежуточный итог. Около 80-­ти работ художника уже года два висят в рекреациях школы № 11. И как говорит ее директор Анатолий Гераскин, картины художника благотворно влияют на учеников, на переменах стало даже как­-то спокойней. Но школе с несколькими картинами придется временно расстаться — они будут экспонироваться на персональной выставке Алексея Никитенкова, которая откроется 26 апреля.

Накануне я встретился с художником в его мастерской. Волосы с проседью собраны на затылке в пучок, рабочие штаны заляпаны краской. На одном мольберте — портрет священника, на другом — незаконченный пейзаж, в центре которого церковь.

— Белкинский храм? — спрашиваю

— Нет, не белкинский, хотя немного похож. Это недавно отреставрированный храм в Русиново, недалеко от Боровска. Там очень красивое место. Много источников, я восемь насчитал.

Алексей Никитенков

Алексей Никитенков

Начинаем говорить о реставрации. Оказывается, Алексей Александрович большой знаток в этом деле, в округе стоит еще много разрушенных церквей, ожидающих восстановления. Сейчас в заброшенном селе Ивановское реставрируют храм. Я удивляюсь: если там никто не живет, зачем нужна церковь? Художник объясняет: будет храм — появятся и люди…

Главная тема творчества Никитенкова — русская провинция. Если взять уже — церкви. Как он сам говорит, толчком к этому послужила книга сотрудницы обнинского музея Людмилы Сорокиной «Святыни окрестностей Обнинска». Она вдохновила художника на изображение храмов, расположенных в ближайшей округе. В какой­-то степени его картины иллюстрируют книгу Людмилы Борисовны.

Вглядываюсь в один пейзаж — на нем церковь села Передоль.

— Вы знаете, что это был единственный храм в нашем регионе, который работал всегда? — спрашиваю Никитенкова. — И в 20­-е годы, когда позакрывали многие церкви, и в немецкую оккупацию, и во время хрущевских гонений.

Никольский храм в селе Передоль

Никольский храм в селе Передоль

— Такой был не один, — поправляет меня художник. — В селе Кутепово храм Архангела Михаила тоже никогда не закрывали. Мне рассказывали жители села, что во время войны церковь пытались уничтожить с воздуха, бомбы взрывались рядом, но в святыню не попали — храм уцелел. Вы знаете, это чудесное место. Я когда туда приезжаю, ощущаю такую благодать, как нигде. Знаком с тамошним батюшкой, отцом Сергием, очень добрым человеком, много общаюсь с ним. Мне всегда не хочется уезжать оттуда. В России много прекрасных храмов, но тот, что в Кутепово, мне ближе всех. Почему, словами не смогу объяснить. Представляете, там зимой бабочки летают. На улице мороз, а в храме — бабочки. Не чудо ли?

Удивительно, но картина, на которой изображен любимый храм, у художника всего одна. Церковь очень редкой архитектуры — ее купол имеет форму блюдца. На холсте храм прячется в деревьях и выглядит это очаровательно.

А только что законченный портрет священника, я догадался — это отец Сергий, настоятель храма в Кутепово — у него открытый, даже веселый взгляд.

— Он еще не видел этого портрета — говорит художник. — Я его только что закончил. И впервые представлю публике на выставке.

— Скажите, вы профессионал — в том смысле, что живете только на средства от продажи картин?

— Нет, конечно. У нас есть небольшой семейный бизнес — торговля детскими игрушками. Но картины продавать удается. Их покупают на выставках, в галереях. К сожалению, ситуация такая, что многие, кому интересна живопись, не могут позволить себе потратить средний месячный заработок на картину. А из тех, кому это по карману, очень немногие интересуются изобразительным искусством. И они, в основном, заказывают портреты или пейзажи с видами их домов. А бывают такие случаи: если я вижу, что хорошему человеку картина очень нравится, а он не может ее купить, тогда дарю.

А что Вы думаете по этому поводу?