Будем вместе
03.04.2014
Минобрнауки планирует, что каждая пятая российская школа в 2015 году будет доступна для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сроки по детским садам еще короче — они должны стать инклюзивными уж с будущего года.
Модное словосочетание «инклюзивное образование» получилось из слова «включение» — это когда ребенок с проблемами по здоровью включается в общий образовательный процесс со здоровыми детьми. Ходит с ними в один детский сад, потом — в школу. Так создаются условия для развития и получения социального опыта у проблемного ребенка. А у здоровых детей формируется правильная жизненная позиция, основанная на доброте, сострадании и взаимоуважении. Казалось бы, все тут однозначно, как дважды два четыре. Но на днях в интернет-СМИ были опубликованы статистические данные по России. Они показали, что 43% опрошенных родителей беспроблемных детей не хотят, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Цифра, прямо скажем, жутковатая. Как обстоят дела с инклюзивным образованием в Обнинске? Неужели и нам свойственна такая же жестокая позиция?
Самая заинтересованная в совместном обучении детей организация — Обнинский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие». Заместитель директора Татьяна Гусева считает, что в Обнинске проблема инклюзивного образования постепенно решается: «До последнего времени у нас были проблемы с дошкольным образованием. Но сейчас ситуация улучшается буквально на глазах. Детские сады готовы сотрудничать, обучать свой персонал для работы с детьми с ограниченными возможностями — директора сами приходят к нам с предложениями. И я не вижу, чтобы идея инклюзивного обучения встречала среди жителей нашего города какое-то неприятие. Что касается школ, тут ситуация сложнее. Как правило, дети с ограниченными возможностями находятся на надомном обучении и в школах бывают не целый день, а приезжают на какие-то конкретные уроки или мероприятия. Но это все-таки не инклюзия. И если в начальной школе ребенок-колясочник может учиться еще без серьезных осложнений, то в средней школе с ее кабинетной системой начинаются проблемы — школы не имеют соответствующего оборудования. Хотя если у ребенка заболевание, которое не затрагивает его интеллект, конечно, он должен учиться вместе с другими детьми. Если же говорить о детях с отклонениями именно в сфере развития интеллекта, тут нам вообще очень далеко до инклюзивного обучения, и, очевидно, на его внедрение уйдет определенное время».
Со школами, как уже говорилось выше, сложнее. «Предполагается, что каждое образовательное учреждение города должно иметь возможность принять детей с ограничениями в здоровье, — продолжает тему начальник управления общего образования Татьяна Волнистова. — И мы будем этого добиваться, но сейчас реально принять ребенка-колясочника смогла бы, вероятно, только 7-я школа. Поскольку она специализируется на обучении в том числе и детей-инвалидов по зрению. Мы планируем ежегодно выделять школам города средства на оборудование зданий по очереди: в этом году, например, будет сделан пандус в 1-й школе. Сейчас дети–инвалиды обучаются по индивидуальным программам, учитывающим состояние их здоровья. И ни одна наша школа не отказывается от детей–инвалидов. Для Обнинска было бы диким даже представить такой случай.
С детскими же садами ситуация такая: у нас три сада, где принимают проблемных детей. В ДОУ №2 («Палех») есть группа кратковременного пребывания, которую охотно посещают дети с ограничениями по здоровью, и в № 32-м («Почемучка») тоже занимаются такие дети. Есть сад комбинированного типа «Капелька» и 35-й сад-школа компенсирующего вида. Находится она рядом с центром «Доверие», и это очень удобно. Если же говорить о необходимости инклюзивного образования в целом, на мой взгляд, - государственная законодательная позиция тут полностью соответствует общечеловеческим ценностям — наши педагоги, воспитатели и родители это понимают».
А что Вы думаете по этому поводу?