Возглавляя гонку

27.03.2014

Поводы для гордости: изделия «Технологии» завоевали небесные пространства.

На днях ОНПП «Технология», входящее в состав холдинга «РТ­-Химкомпозит» Госкорпорации «Ростех», продемонстрировало свои инновационные разработки в области полимерных композиционных материалов для авиационной и космической отрасли на прошедшей в Париже Международной специализированной выставке индустрии композитов JEC Composites Show 2014. Итог выставки — успешные переговоры с компаниями CYTEC (США), Airtech Europe Sarl (Люксембург) и STEVIK (Франция) о расширении сотрудничества в области поставки материалов и современного оборудования.

Эта выставка стала очередным доказательством крепкой позиции обнинского предприятия на международных рынках. Лидерство ему обеспечило создание не имеющих конкурентных аналогов материалов для авиационной и ракетной отраслей. А обладание собственной, опять же уникальной комплексной материаловедческой, технологической, конструкторской и лабораторно-испытательской базой позволяет «Технологии» принимать участие в многочисленных российских и международных проектах.

Установка для автоматизированной выкладки препрега

Установка для автоматизированной выкладки препрега

Один из поводов для гордости — разработка крупногабаритных трехслойных обечаек головных обтекателей ракет­-носителей «Протон-­М», «Рокот» и «Ангара». Особенность этого проекта – чрезвычайно жесткие требования к применению современных материалов на основе углеродных наполнителей. Еще в 90­-е годы обнинское предприятие работало над снижением веса конструкции. Тогда вместе с ГК НПЦ им. М.В. Хруничева стали разрабатывать обтекатели ракет-носителей для «Протон­-М», смогли уменьшить вес конструкции на полторы тонны благодаря использованию углепластика. До этого обтекатели изготавливали из стеклопластика, который намного тяжелее. А вес — очень важный параметр. Ракеты не должны быть тяжелыми. Снижение веса самого аппарата позволяет вывести в космос гораздо большее количество полезного груза.

Сейчас продолжается гонка между странами и производителями за размеры космических аппаратов — на орбиту надо выводить все большие и большие комплексы. Это мировая тенденция. Поэтому и ракета-­носитель должна иметь большой отсек, в котором разместится сам аппарат. Обнинское предприятие уже получило соответствующие заказы. Если раньше диаметр головного обтекателя составлял 4 метра, то теперь надо делать 5 метров. Казалось бы, метр разницы — разве это много? Да. Этот метр позволяет существенно увеличить внутренний объем отсека для размещения полезного груза. Однако при производстве возникают определенные сложности. Просто так взять и растянуть композитный материал, как обычную резину, невозможно. С одной стороны, необходимо новое оборудование для производства обтекателей больших размеров. С другой — возрастают требования к контролю качества — возрастает риск появления дефектов. Вопросов немало. Но в «Технологии» их успешно решают.

Другой яркий успех «Технологии» — разработка и изготовление углепластиковых опорных конструкций для детектора ATLAS Большого адронного коллайдера. Конечно, ответственная и престижная работа не приплыла сама собой. «Технология» выиграла тендер, оставив позади себя и американцев, и итальянцев. Заключили контракт. На разработку и поставку опорных конструкций из углепластика диаметром два метра — таких прецизионных конструкций, где отклонения от заданных размеров не превышали бы одной десятой миллиметра. На эти конструкции установили датчики, которые и должны были показывать результаты эксперимента. Коллектив справился с задачей блестяще.

Космические разработки «Технологии» восхитили участников престижной парижской выставки. Но обнинскому предприятию есть, что предъявить нового и в самолетостроении. Особая тема — авиационное остекление. Сотрудники предприятия создали принципиально новый тип авиационного остекления с многофункциональным наноразмерным покрытием, которое обеспечивает защиту экипажа от негативного воздействия внешней среды. Кроме того, они существенно повышают тактико­-технические характеристики современных боевых самолетов и вертолетов. Если говорить конкретно, то впервые в стране была разработана уникальная композиция многофункционального покрытия на авиационное остекление на основе металлооптических и кремнийорганических соединений. После нанесения этого состава в 200-250 раз ослабевает поток электромагнитного излучения в кабину пилота, ультрафиолетовое излучение снижается в 2-3 раза, а само стекло становится «крепче» в 5­-6 раз. Казалось бы, такое покрытие, словно броня, не должно пропускать ничего. Но было четкое условие — сохранить высокий уровень светопропускания. И эта задача тоже была выполнена на отлично!

А что Вы думаете по этому поводу?