В неравных условиях
25.02.2014
Легальные таксисты недовольны законом, обязывающим перекрасить машины в желтый цвет.
В Обнинске около двух десятков фирм такси. За многими из них уследить невозможно — только привыкнешь к какому-то номеру телефона, по которому вызываешь машину, глядь — а этой фирмы уже нету. Очень жесткая конкуренция. А на всю Америку, например, только две фирмы такси, Yellow Cab и American taxi. Внешне их машины почти ничем не отличаются — они желтого цвета. И во многих других странах такси тоже обязательно желтое. Вызвано это стремлением к безопасности. Считается, что желтый цвет — самый приметный на дороге, и такие машины реже всего попадают в аварии. Наши же такси могут быть самого разного цвета, хоть белого, хоть зеленого. Однако разноцветица заканчивается — с 1 января будущего года по местному закону все такси в Калужской области обязаны стать желтыми.
Директора фирм такси не испытывают по этому поводу большого энтузиазма. «Мы пытались договориться с официальными представителями автозаводов, чтобы выпустили на заказ ограниченную партию автомобилей желтого цвета, — рассказывает директор компании «Форд-фокус» Самвел Чабонян. — Никто из них не пошел навстречу, потому что заводам невыгодно перенастраивать конвейер, это слишком дорого для них. Исполнение закона для нас тоже обойдется в копеечку — чтобы перекрасить все наши машины, потребуется более 1,5 млн руб.».
«Во многих регионах страны местные законодатели прислушались к мнению таксистов и ввели два цвета, например, желтый и белый, — продолжает тему один из руководителей фирмы «Ляля-фа», пожелавший сохранить инкогнито. — Перекраска машин — это серьезные дополнительные затраты. Тем более, что машину придется перекрашивать дважды: первый раз после того, как мы ее купим, и второй раз перед тем, как мы ее будем продавать, ведь желтая машина мало кому нужна».
Самое же обидное для легальных таксистов заключается не в том, что новые законодательные требования вводят их в дополнительные расходы. Беда в другом. «Таксишные» законы, действующие с 2012 года, должны были убрать нелегалов из этого бизнеса, но не убрали. В данном случае поговорка «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» звучит более чем актуально.
По закону «частники-бомбилы» должны получать лицензию и надлежащим образом оборудовать свое авто: фонарь, «шашечки», счетчик-таксометр, ну и, разумеется, покрасить его в желтый цвет. Но как стояли нелегальные «бомбилы» у вокзала и «Плазы», так и стоят. Стоит же их услуга как минимум на 50% дороже, чем у легальных фирм. Но гости города этого обычно не знают и пользуются.
Продолжают работу в Обнинске и так называемые «информационно-диспетчерские службы», которые по закону должны были трансформироваться в легальное такси. Помнится, два года назад директор фирмы «Алло, такси» Нонна Матусовская на полном серьезе уверяла, что нормы закона на деятельность ее компании не распространяются. «Не распространяются» и сейчас — большинство машин обозначают свою принадлежность к перевозке пассажиров только картонкой под лобовым стеклом, на которой написано название фирмы и номер телефона. Никакого намека на «шашечки», фонарь и счетчик нет. Позвонили мы Нонне Дмитриевне и сейчас, но та наотрез отказалась что-либо объяснять.
А куда смотрят власти? Мы позвонили в областное министерство экономического развития, на которое законом была возложена обязанность проверять исполнение «таксишного» закона. Нам ответили, что полномочия уже переданы в управление административно-технического контроля. Руководитель обнинского отдела АТК Рита Елесеева пояснила, что ее ведомство имеет право только на плановые проверки и одна из легальных фирм такси была в этом году проверена и нарушений не нашлось. Что же касается нелегалов, как рассказала Рита Шамильевна, то порядок такой. Любой гражданин имеет право написать жалобу в прокуратуру на неисполнение закона. А та, рассмотрев ее, может дать санкцию на внеплановую проверку. Пока же, со слов Елесеевой, никто в Обнинске на нелегальное такси не жаловался. Получается, что очень строгий закон запросто можно игнорировать.
В результате от нечестной конкуренции страдают законопослушные таксисты. Им приходится, чтобы соответствовать законным требованиям, выкладывать немалые суммы. А нелегалы ни во что не вкладываются. Как ездили, так и ездят. При полном попустительстве властей.
А что Вы думаете по этому поводу?