В неравных условиях

25.02.2014

Легальные таксисты недовольны законом, обязывающим перекрасить машины в желтый цвет.
В Обнинске около двух десятков фирм такси. За многими из них уследить невозможно — только привыкнешь к какому-­то номеру телефона, по которому вызываешь машину, глядь — а этой фирмы уже нету. Очень жесткая конкуренция. А на всю Америку, например, только две фирмы такси, Yellow Cab и American taxi. Внешне их машины почти ничем не отличаются — они желтого цвета. И во многих других странах такси тоже обязательно желтое. Вызвано это стремлением к безопасности. Считается, что желтый цвет — самый приметный на дороге, и такие машины реже всего попадают в аварии. Наши же такси могут быть самого разного цвета, хоть белого, хоть зеленого. Однако разноцветица заканчивается — с 1 января будущего года по местному закону все такси в Калужской области обязаны стать желтыми.
Директора фирм такси не испытывают по этому поводу большого энтузиазма. «Мы пытались договориться с официальными представителями автозаводов, чтобы выпустили на заказ ограниченную партию автомобилей желтого цвета, — рассказывает директор компании «Форд-фокус» Самвел Чабонян. — Никто из них не пошел навстречу, потому что заводам невыгодно перенастраивать конвейер, это слишком дорого для них. Исполнение закона для нас тоже обойдется в копеечку — чтобы перекрасить все наши машины, потребуется более 1,5 млн руб.».
«Во многих регионах страны местные законодатели прислушались к мнению таксистов и ввели два цвета, например, желтый и белый, — продолжает тему один из руководителей фирмы «Ля­ля-фа», пожелавший сохранить инкогнито. — Перекраска машин — это серьезные дополнительные затраты. Тем более, что машину придется перекрашивать дважды: первый раз после того, как мы ее купим, и второй раз перед тем, как мы ее будем продавать, ведь желтая машина мало кому нужна».

Вот так выглядят такси, полностью соответствующие закону

Вот так выглядят такси, полностью соответствующие закону

По мнению владельцев фирм такси, местные законодатели, озабоченные безопасностью, не с того начали. «Я многократно на разных совещаниях с представителями власти говорил о том, что надо законом ограничить срок службы такси двумя годами, — рассказывает Самвел Чабонян. — Это гораздо важнее, чем цвет машин. И шины должны быть обязательно новыми, а не лысыми. Мы двумя руками за необходимость проходить техосмотр два раза в год. Но цвет машины, по нашему мнению, никак не влияет на безопасность. Вот недавно наша желтая машина попала в аварию — в нее врезался лихач, проигнорировавший красный сигнал светофора».
Самое же обидное для легальных таксистов заключается не в том, что новые законодательные требования вводят их в дополнительные расходы. Беда в другом. «Таксишные» законы, действующие с 2012 года, должны были убрать нелегалов из этого бизнеса, но не убрали. В данном случае поговорка «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» звучит более чем актуально.
По закону «частники-­бомбилы» должны получать лицензию и надлежащим образом оборудовать свое авто: фонарь, «шашечки», счетчик­-таксометр, ну и, разумеется, покрасить его в желтый цвет. Но как стояли нелегальные «бомбилы» у вокзала и «Плазы», так и стоят. Стоит же их услуга как минимум на 50% дороже, чем у легальных фирм. Но гости города этого обычно не знают и пользуются.
Продолжают работу в Обнинске и так называемые «информационно-­диспетчерские службы», которые по закону должны были трансформироваться в легальное такси. Помнится, два года назад директор фирмы «Алло, такси» Нонна Матусовская на полном серьезе уверяла, что нормы закона на деятельность ее компании не распространяются. «Не распространяются» и сейчас — большинство машин обозначают свою принадлежность к перевозке пассажиров только картонкой под лобовым стеклом, на которой написано название фирмы и номер телефона. Никакого намека на «шашечки», фонарь и счетчик нет. Позвонили мы Нонне Дмитриевне и сейчас, но та наотрез отказалась что-­либо объяснять.
А куда смотрят власти? Мы позвонили в областное министерство экономического развития, на которое законом была возложена обязанность проверять исполнение «таксишного» закона. Нам ответили, что полномочия уже переданы в управление административно­-технического контроля. Руководитель обнинского отдела АТК Рита Елесеева пояснила, что ее ведомство имеет право только на плановые проверки и одна из легальных фирм такси была в этом году проверена и нарушений не нашлось. Что же касается нелегалов, как рассказала Рита Шамильевна, то порядок такой. Любой гражданин имеет право написать жалобу в прокуратуру на неисполнение закона. А та, рассмотрев ее, может дать санкцию на внеплановую проверку. Пока же, со слов Елесеевой, никто в Обнинске на нелегальное такси не жаловался. Получается, что очень строгий закон запросто можно игнорировать.
В результате от нечестной конкуренции страдают законопослушные таксисты. Им приходится, чтобы соответствовать законным требованиям, выкладывать немалые суммы. А нелегалы ни во что не вкладываются. Как ездили, так и ездят. При полном попустительстве властей.

А что Вы думаете по этому поводу?