Человек в шарфике

12.02.2014

Впервые в Обнинске 5 марта на сцене Дома ученых выступит историк моды, ведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев.
55-летний Васильев на публике всегда в шарфике. Это его опознавательный знак, фишка и символ веры. На вопросы «зачем?» отвечает без утайки: «Чтобы нравиться женщинам», на вопросы «сколько?» смеется в ответ: «А вы считали, сколько у вас пар носков?»
Он самый настоящий «человек театра». Его мать — актриса, отец — театральный художник. В детстве не мяч гонял во дворе, а создавал игрушечные декорации к спектаклям. И судьба была предопределена — постановочный факультет школы­-студии МХАТ, а потом Васильев пару сезонов был декоратором в московских театрах. Уже тогда он стал собирать коллекцию старинных платьев. И, что любопытно, самым первым платьем, которое он приобрел, был наряд XIX в., когда-­то принадлежавший калужской купчихе.

Александр Васильев

Александр Васильев

Но коллекцию пришлось бросить, потому что 24­-летний Васильев уехал во Францию в 1982 году. В этом не было политического мотива. К отъезду из СССР его побудила любовь. А она, как известно, страшная сила — любые препятствия сметет. На чужбине молодой человек вовсе не затерялся и не растерялся. На первых порах пел в переходах парижского метро, что закалило характер, а потом служил в различных театрах, став очень модным сценографом. Настолько модным, что лучшие театры Европы с легкостью подписывали с ним контракты.
В Париже он воссоздал свою коллекцию исторических платьев. Сейчас в ней несколько тысяч единиц хранения — это одно из самых крупных частных собраний в мире. Александр Васильев мечтает открыть Музей моды — коллекция готова, но здания нет. Что еще интересно, Васильев никогда никому не дает платья: «Женщина будет двигаться, обязательно потеть, отчего ткань портится».
Прославился же на весь «модный» мир Васильев тем, что написал более десятка книг, посвященных истории одежды. Они написаны легко и изящно и переведены на десятки языков. И, как говорит автор, замыслов у него «громадье» — в голове «живет» еще не менее десятка книг, и требуется только время, чтобы их воплотить.
В своих выступлениях, которые могут длиться 3-­4 часа, Васильев много говорит о теснейшей связи моды и сексуального поведения. А накануне встречи с обнинскими поклонницами гений моды ответил на несколько наших вопросов.

Корр. Как вы относитесь к тому, что уже много лет женщины стараются красить волосы в светлый тон?

Васильев. Женщина никогда не перестанет красить волосы, одеваться в стразы, наряжаться празднично даже по утрам, потому что она каждый момент готовится к главной встрече в своей жизни. Она может произойти на бензоколонке, при выносе мусора, на остановке. Даже глубоко замужние женщины одеваются так, чтобы удержать мужа. В России женщин гораздо больше мужчин, и они готовы отнять любого, как только им представится возможность.
Корр. Кто, на ваш взгляд, в России «икона стиля»?
Васильев. В прошлом такие вопросы не задавались, потому что были аристократы. Если не аристократы крови, то аристократы духа. Ведь не обязательно родиться княгиней, чтобы быть аристократкой. Понимаете? На них все смотрели, и они были общепризнанны. Все знали, где они живут, как они выглядят, кто у них муж, кто их дети. И во что они одеваются. Они были на виду у прессы. Сегодня у нас этого нет, потому что у нас сегодня эпоха парвеню. Это по­-французски значит «понаехали!». А тем, которые «понаехали», надо выделиться. Поэтому иконами стиля у нас часто считаются люди шоу-­бизнеса. А чтобы быть в российском шоу-­бизнесе успешным, надо задержаться в нем надолго и постоянно появляться на ТВ, в прессе, на обложках журналов. Для меня настоящей иконой стиля является Рената Литвинова — она стильная, привлекательная и аристократичная особа.
Корр. Что бы хотели посоветовать женщинам?
Васильев. Знаменитый «король-­солнце» Людовик XIV никогда в жизни не мылся, не чистил зубы, а в его парике жили насекомые. Но у него было огромное количество любовниц, потому что лучше минута стыда, чем годы страданий. Пускай это будет для вас новым правилом жизни: скорее говорите мужчинам «да», если вам сулят что-­то хорошее. А если ничего не сулят, ничего не надо. Запомните: ни пяди тела без оплаты! Предлагая себя, вы должны знать, что получите взамен. Это не обязательно бриллианты. Это могут быть изу­мруды, рубины, их денежный эквивалент! Но ни в коем случае не чудеса бытовой техники, ведь вы не сможете передать в наследство дочке микроволновку. Берите камнями!

А что Вы думаете по этому поводу?