Пятилетка за четыре года

24.01.2014

Хорошего учителя можно подготовить за четыре года.

В середине января Министерство образования представило собственный проект реформирования педагогического образования. В проекте указывают на три основные проблемы современного образования учителей. Во­-первых, в педагогические вузы поступают абитуриенты с низкими баллами по ЕГЭ, причем после учебы на работу по специальности устраиваются единицы. Во-вторых, качество подготовки студентов во время учебы низкое из­-за «устаревших методов и технологий и отсутствия достаточного количества часов на практику и стажировку». В­-третьих, в министерстве озаботились тем, что в школе слишком долго задерживаются старые учителя, которые «фактически не соответствуют современным требованиям». Что предлагает министерство? В частности — сократить время учебы до 4 лет за счет теоретических дисциплин и увеличить количество часов практики.

Можно ли подготовить преподавателя за четыре года? Я считаю, что это на самом деле реально. Нас учили пять лет, но из них полтора-­два месяца ежегодно уходило на работу в колхозе и стройотрядах — вот и выходили те самые четыре года. Что касается сокращения «ненужных» теоретических дисциплин, на мой взгляд, учитель должен иметь достаточно широкий кругозор, и обеднять его не стоит.

Лет через десять вопрос с преподавательскими кадрами встанет очень остро

Лет через десять вопрос с преподавательскими кадрами встанет очень остро

Реальных мер по поднятию престижа профессии в проекте нет. Да, молодежь в школы не идет. У меня есть несколько выпускников с явной склонностью к преподавательской деятельности. Из них могли бы получиться хорошие учителя, которых я бы с удовольствием принял на работу. Но мальчиков не привлекает учеба в педагогических вузах — ведь зарплата учителя на самом деле невысокая, хотя сейчас власти говорят другое. Но чтобы получать более-­менее приличные деньги, преподаватель должен работать на две ставки. Он обязан проверять тетради, готовиться к урокам. Это колоссальная нагрузка. Рабочий день в таком случае оканчивается в одиннадцать вечера, когда педагог встает из­-за своего письменного стола. А работать в щадящем режиме, на ставку, могут себе позволить только женщины, у которых семью содержит муж. Поэтому и идут в пединституты одни девочки, а в школы, соответственно, те из них, кто может работать для собственного удовольствия…

В предложениях министерства говорится, что сейчас пожилые преподаватели не могут освоить современные методики обучения. Это совершенно не так. У нас любой учитель использует в работе медиаресурсы. Что же касается методик обучения, не слишком­-то они и изменились. И еще большой вопрос, какие способы преподавания лучше — традиционные или же те, которые навязываются нам новыми образовательными стандартами — ведь результаты пока никто не оценивал.

Когда я думаю о том, кто будет работать в школах лет через десять, когда уйдут на пенсию учителя, которым сейчас по 45 лет, мне становится очень грустно, потому что вопрос с кадрами встанет не просто очень серьезно — он и сейчас в Обнинске так стоит, — а катастрофически остро. И вряд ли предложенные министерством меры как­-то сгладят ситуацию.

А что Вы думаете по этому поводу?