Сто лет назад

24.01.2014

В 1914 году наш край был типичным сельским захолустьем и дачным местом.

Если в 1914 году сойти с поезда Москва — Калуга на разъезде № 15 (название Обнинское он получил в марте 1916 года), то взору открылся бы дремучий лес, который начинался прямо от станции. По левую руку, там, где сейчас город, около железной дороги никаких строений не было. А станционное здание, сооруженное в начале XX века, стояло справа от «железки». Оно прожило более ста лет, его снесли совсем недавно. Там же тогда был пристанционный трактир и несколько домов. Статусом населенного пункта это место еще не наделили.

Железная дорога была одноколейной, и, чтобы встречным поездам можно было разъехаться, устраивали разъезды с несколькими путями. Поезд вставал на запасной путь и пропускал встречный состав. Поэтому остановки были долгими, и поезда ходили неспешно. Тогда было 4 ежедневных поезда Москва — Калуга. Скорый в Обнинском не останавливался, а два пассажирских и почтовый стояли подолгу. Время в пути от Брянского вокзала (так тогда назывался Киевский вокзал) до разъезда № 15 занимало 4 часа 20 минут. Целое путешествие! Летом пускали дачные поезда до Малоярославца. Они ходили еще медленнее.

Крупные землевладельцы

В ближайшей округе (на территории нынешнего города) было 4 «дворянских гнезда». Самое старое, Белкино, в ту пору принадлежало Борису Петровичу Обнинскому. Он работал судебным следователем в Москве и еще имел доход от сдачи земли в аренду местным крестьянам.

Здание колонии Бодрая жизнь. Ныне не сохранилось

Здание колонии Бодрая жизнь. Ныне не сохранилось

Его брат Виктор Петрович Обнинский в 1909 году продал имение Турлики с несколькими сотнями десятин земли московской купчихе Маргарите Кирилловне Морозовой. Она переименовала владение в Михайловское в память об умершем муже, но название не прижилось. На картах того времени местность продолжала именоваться Турлики, а в народе по сей день в ходу название «Морозовская дача». Маргарита Кирилловна нигде не работала. Источником ее доходов были несколько ткацких фабрик, доставшихся в наследство от мужа. Морозова тогда была самым богатым человеком в округе. И самым щедрым.

Усадьбой Самсоново (теперь на ее месте завод «Сигнал») с 1911 года владел московский нотариус Андрей Николаевич Ясинский (ударение на первом слоге). Ранее она принадлежала Марии Предтеченской, двоюродной сестре белкинского владельца. Ясинский накупил в окрестностях много земли и тоже сдавал ее крестьянам в аренду.

Усадьба Бугры (нынешнее народное название — Кончаловский лес) принадлежала московскому врачу Ивану Ивановичу Трояновскому. Он жил только на доходы от своей профессиональной деятельности.

Все господа постоянно здесь не пребывали. Как правило, они приезжали сюда на лето или на выходные. Старались жить на широкую ногу, но «диким барством» никто из них не отличался. Наоборот, они были милейшие интеллигентные люди. В гости к ним приезжали «звезды» российской культуры первой величины — Шаляпин, Брюсов, Поленов, Белый и многие другие. Впрочем, подробно о великих гостях «Новая среда» уже писала.

Рождественские праздники зимой 1914 года Маргарита Кирилловна провела в Турликах. Устроила елку не только у себя но и в Белкино, в церковно­-приходской школе. А летом с двумя дочерьми посетила деревню Самсоново. Ее интересовали крестьяне, бросившие работать на земле и занявшиеся ткацким промыслом. Барыни приехали тогда к самому богатому самсоновскому мужику, владельцу местной ткацкой

фабрики Борису Михайловичу Петрову. Дочки Морозовой не выдержали фабричного смрада и быстро выбежали наружу, а Маргарита Кирилловна деликатно долго разговаривала с хозяином.

Еще один любопытный эпизод. В Турликах была оранжерея, в которой росли диковинные по тем временам помидоры. Парни из деревни Пяткино как­-то забрались туда и нарвали полные запазухи плодов, чтобы угостить своих подруг. Но девушки помидоры есть не стали и выбросили их в крапиву: «Пусть господа сами жрут такую пакость!»

Крестьяне

На месте нынешнего Обнинска тогда стояли 4 деревни — Пяткино, Малоярославецкого уезда, а также относящие к Боровскому уезду Самсоново, Белкино и Мишково. Деревни были немаленькие — особенно Белкино и Самсоново, в них тогда проживало не менее тысячи человек.

Самым зажиточным было Самсоново, самым бедным — Пяткино. А Белкино и Мишково — где-то посередине. Что любопытно, и при советской власти Самсоново сохраняло лидирующие позиции — там был самый богатый колхоз.

От разъезда № 15 к деревням расходились грунтовые дороги. Путь к Самсоново пролегал через высокие заросли деревьев, которые местные называли Сенаторской рощей. Ее потом основательно порубили под строительство города, остался лишь небольшой ее кусочек — Гурьяновский лес.

Священник Георгий Троицкий с сыном и учитель Карп Розанов

Священник Георгий Троицкий с сыном и учитель Карп Розанов

Судя по фотографиям той поры, деревенские дома с того времени почти не изменились — бревенчатые, в лучшем случае покрашенные, окна в наличниках, вот только крыши из щепы, а у бедняков — соломенные. Черепичную крышу мог позволить себе только по­-настоящему богатый человек.

Своей земли у тех, кто ее сам обрабатывал, было немного, в самом лучшем случае — 10 га на семью. Таких бы сейчас назвали фермерами. Однако в наших краях землепашество было не в особом почете — почва у нас нищая, хороший урожай зерновых, как ни бейся, на ней получить сложно.

Поэтому многие крестьяне стремились заниматься отхожим промыслом — уходили на заработки в Москву. Бывало, уезжали в первопрестольную с малолетства. Так, будущий великий полководец Егор Жуков (именно так его звали в детстве) отправился в Москву учиться скорняжьему ремеслу 12­-летним. Жил он неподалеку от наших мест, километрах в 15­-ти, и его судьба тогда была типичной. Москва и в начале XX века высасывала народ из провинции, за сто лет ничего не изменилось.

А те, кто оставался, занимались сельским хозяйством и тогда старались из­-за малоземелья взять побольше пахоты в аренду. Землепашцы старались даже объединиться в кооперативы. В 1912 году в Белкино возникло Сельскохозяйственное общество, главной задачей которого стал сбыт продукции. Как подразделение общества организовалось молочное товарищество. Его цель была та же — организация продаж. Заметим, что такая самоорганизация крестьян происходила по всей стране — люди старались выгодно продать, что произвели.

Белкинское Сельскохозяйственное общество стремилось и к повышению культуры производства — организовывало лекции агрономов. Затем потребовалось строительство «Народного дома», офисного центра общества. Добродушная Маргарита Морозова откликнулась на просьбу, и на ее деньги в 1916 году «Народный дом» построили. Потом в советское время там размещалась ткацкая фабрика — та самая, которая в 80­-е годы сгорела…

Многие местные мужики не только работали на земле, еще занимались ткачеством, выделывали на дому платки. Разбогатевшие на этом деле крестьяне, в том числе упоминавшийся выше Петров, к 1914 году владели небольшими производствами. Хозяева гордо называли их фабриками. Самой большой фабрикой в округе владел самсоновский мужик Федор Михайлович Безяев — это было двухэтажное деревянное здание.

Социальное развитие

Не лишним будет напомнить, что православие тогда было государственной религией. Однако в сельской местности церквей было немного. На всей территории нынешнего Обнинска действовал один храм в Белкино. Его настоятелем с 1901 года был священник Георгий Васильевич Троицкий. Как говорили старожилы, человек простой, многодетный и авторитетный. Кстати, именно его выбрали председателем того самого Сельскохозяйственного общества.

Под единую гребенку были причесаны не все — в Самсоново существовала большая старообрядческая община. И что любопытно, она появилась не во времена Раскола, а в самом конце XIX века. Ее основал тот самый фабрикант Петров, и в нее входила вся деревенская верхушка — они посвящали все время работе, не пили даже чай, и картошка для них была «басурманской» пищей.

Но Богу — богово, а иногда и понос случался. Лечиться же ездили в ближайшую земскую больницу в Угодский­-Завод. Между прочим, она в 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке по своей планировке, устройству и оборудованию была признана образцовой и главному врачу Николаю Всесвятскому дали соответствующий диплом. Районная больница и сейчас, сто лет спустя, располагается в построенных тогда корпусах. А сооружена она была на личные деньги врача и его жены. Бедняков там лечили бесплатно.

И под конец об образовании. Оно не было обязательным. На всю территорию будущего Обнинска действовала только одна церковно-­приходская школа в Белкино. Обучение было двухлетним. Руководил школой, разу­меется, местный священник отец Георгий, он же преподавал самый главный предмет закон Божий. Все остальное — письмо, чтение, арифметика — было заботой учителя Карпа Карповича Розанова. Вот так и работали вдвоем. А учеников было до 50­-ти.

В 1911 году в наших краях возник частный летний «пионерский лагерь» — землю и деньги на него дала Маргарита Морозова. Лагерь предназначался для детей московской бедноты, для них он был бесплатным и назывался колония «Бодрая жизнь». Руководил ею педагог-­новатор Станислав Шацкий. К 1914 году для колонии по берегу Репинского оврага (там, где сейчас улица Шацкого) было выстроено несколько просторных двухэтажных домов с необыкновенно большими окнами. Они не сохранились. А те домики колонии, которые живы до сих пор, были построены позже, после революции.

А что Вы думаете по этому поводу?