В ожидании реформы

15.01.2014

Объявлено, что в этом году произойдет реформа местного самоуправления, но какая — не сказано.

В конце прошлого года президент Путин неоднократно высказал свое мнение о недостаточной эффективности самоуправления в России: «Местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой». Однозначно заявлено, что в 2014 году грядет очередная реформа местного самоуправления. Одна закавыка — не сказано, какая именно.

Предположений по этому поводу выдвинуто уже достаточно, и они имеют самый разный характер. На одном полюсе — восстановление выборности всех органов исполнительной и представительной власти с недопущением голосования по партийным спискам. На другом — полная отмена выборов на уровне городских округов. А Обнинск имеет статус городского округа. Так что такие прогнозы нас касаются напрямую.

Высказал же такое предложение очень близкий к Кремлю Институт социально­-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Если кратко, то суть в том, что глава администрации городского округа или муниципального района должен назначаться губернатором (сейчас еще сохраняется какая-­то видимость выборов — губернатор представляет чиновника, а местные депутаты его утверждают). В этом случае глава администрации или, как привыкли говорить в Обнинске, мэр станет государственным, а не муниципальным служащим с прямой подчиненностью губернатору. Соответственно и администрация городского округа станет частью государственного, а не муниципального управления. Если реформа будет такой, то она формализует схему, которая фактически существует с 2005 года.

Главный вопрос предстоящей реформы — получат ли муниципалитеты достаточные средства на поддержание городского хозяйства?

Главный вопрос предстоящей реформы — получат ли муниципалитеты достаточные средства на поддержание городского хозяйства?

В то же время Путин в конце года сказал о том, что необходимо расширять демократию. Что это значит, толковать можно по­-всякому. Например, отмена выборов губернаторов в 2004 году тоже мотивировалась «расширением демократии». И в какой-­то степени президент был прав: большинство людей, как показывали опросы общественного мнения, встретили отмену выборов губернаторов с «чувством глубокого морального удовлетворения», то есть поступил он тогда весьма демократично, с учетом мнения большинства.

Однако вернемся в год нынешний. Предположим, что реформа местного самоуправления введет прямое назначение мэров губернаторами. Случится что­-то страшное? «Ничего ужасного не произойдет, — комментирует политолог Андрей Борисов. — Просто будет сделан еще один маленький шажок на пути вытаптывания политического предложения. Этих шагов было уже столько сделано, что дальше некуда. При этом муниципальная «поляна» всегда рассматривалась Кремлем, как место, где люди могут выпустить пар. Останется ли она таковой в результате такой реформы — вопрос открытый».

«При сегодняшней архитектуре общества совершенно естественным кажется назначение управленцев, — продолжает депутат Законодательного Собрания от «Справедливой России» Александр Трушков. — В этом мы видим стремление к вертикализации власти. Другое дело — устраивает ли это общество? Мне кажется, это прямой путь к авторитаризму. В этом случае невозможно говорить об экономическом росте, хотя бы потому, что малому бизнесу в такой архитектуре места нет».

Хотя будут ли мэры выбираться или напрямую назначаться губернаторами — не главный вопрос, — считают обнинские эксперты. Есть гораздо более существенная проблема — финансовая. Год от года у муниципалитетов остается все меньше средств от собираемых на их территориях налогов, зато больше становится денег, «падающих» сверху. «Муниципалитеты становятся все более зависимы финансово, — говорит Андрей Борисов. — Кремль в значительной степени сориентирован на региональных баронов, свою основную опору. Поэтому тенденция удержания муниципалитетов на «коротком» финансовом поводке сохранится».

Такую тенденцию критикуют и внутри «Единой России». Вспомним хотя бы выступление мэра Обнинска Александра Авдеева на встрече с президентом Владимиром Путиным. Авдеев говорил тогда о нехватке средств у местного самоуправления для развития. «Зачастую отсутствует свобода маневра, — комментирует руководитель исполкома городского отделения «Единой России» Анатолий Шатухин. — Субсидии и субвенции приходят порой даже в большем размере, чем ожидали. Но не всегда вовремя: например, деньги на ремонт дорог могут прислать в октябре».

«Самое главное — дать финансовую самостоятельность муниципалитетам, — уверен Александр Трушков. — Чтобы оставалось не 20% собираемых налогов, а хотя бы 50%».

Все понимают, что муниципалитетам для решения хозяйственных проблем нужно больше денег. Но никто не понимает, в чем будет состоять суть реформы местного самоуправления, затронет ли она финансовый вопрос, или все обойдется укреплением вертикали. А когда декларируется реформа, но не объявляется, какие произойдут изменения, это немного напрягает. «Ощущение такое, что происходит шарахание из стороны в сторону, — говорит Андрей Борисов. — У власти есть чувство, что надо что-­то менять, а что и как — не суть важно».

А что Вы думаете по этому поводу?