Секретов нет

15.01.2014

В Госдуме собираются внести поправки в семейный кодекс, согласно которым в ЗАГСе нужно будет предъявлять медицинские справки о состоянии здоровья брачующихся.
С оригинальной инициативой выступили дагестанские народные избранники – они хотят внести поправки в статьи 14 и 15 Семейного кодекса РФ, в которых говорится о добровольности медицинского обследования и о том, что только сам человек вправе решать, сообщать ли жениху или невесте об его результатах. Согласно поправкам, в ЗАГС необходимо будет представлять медицинские справки, в которых должно быть описано состояние здоровья брачующихся.

Обоснование необычного предложения – распространение бесплодия и врожденных аномалий у детей, вызванных различными заболеваниями родителей. В пояснительной записке к проекту федерального закона в качестве примера приводится ситуация в республике: «По информации Министерства здравоохранения РД, несмотря на высокий показатель рождаемости в республике, каждая пятая супружеская пара сталкивается с проблемой бесплодия, каждая восьмая — с проблемой невынашивания беременности. За последние пять лет бесплодие выросло в три раза, что, безу­словно, отражается на воспроизводстве населения».

Здоровье — дело интимное

Здоровье — дело интимное

Наличие заболеваний, выявленных в ходе проведения медицинского обследования, в обязательном порядке должно быть отражено в предъявляемом в ЗАГС медицинском документе с той целью, чтобы другой партнер имел возможность принять осознанное решение о целесообразности заключения брака, считают парламентарии.

Дагестанские депутаты, которые хотят внести изменения в кодекс, ссылаются также и на опыт других стран: медицинский тест для брачующихся является обязательным в Объединенных Арабских Эмиратах, во Франции, в Азербайджане, в Польше, на Украине. Собственно говоря, и для россиян идея заботы о потенциальном потомстве не нова. Наш читатель вспоминает: «Первый раз я женился в 1977 году, в Калуге. Перед вступлением в брак нас с невестой обязали прослушать лекцию по вопросам половой жизни, в том числе о профилактике венерических заболеваний. Мужчины и женщины «просвещались» по отдельности, и без отметки о том, что ты был на лекции, не расписывали. Само содержание беседы я не запомнил, почему-­то задержалось в голове только одно — нам рассказывали, что половой акт у медведей длится 45 минут».

А что думают о такой инициативе обнинские медики? Наркологи считают, что следовало бы тестировать потенциальных супругов на употребление наркотиков — Обнинск давно входит в число лидеров в Калужской области по числу наркозависимых.

Правда, сразу возникает вопрос: насколько информативны такие тесты? Ведь, если знать об испытании заранее, человек откажется от употребления наркотика на время, и показатели будут благополучными. Именно поэтому специалисты скептически относятся к тестированию на наркотики учащихся. Даст ли объективную картину обследование взрослого? Если он употребляет наркотики систематически, «обмануть тест» будет сложнее, ведь та же марихуана при большом «стаже» курения может быть обнаружена в течение нескольких месяцев, и воздержаться на такой срок человеку, имеющему зависимость, практически нереально. А если обследование не ограничится простой сдачей теста, есть шанс, что польза от такого осмотра будет даже и при нерегулярном употреблении наркотических веществ.

Юристы считают, что поправки были внесены скорее для самопиара, и реальных шансов на их принятие немного. Каждый человек, начиная с 15­-летнего возраста, имеет право на соблюдение медицинской тайны (до этого возраста медики обязаны информировать родителей) и на то, чтобы самому принимать решения, касающиеся собственного здоровья. То есть, например, даже девочка-­подросток вправе сделать аборт, не ставя в известность маму. Безусловно, в будущем это может отразиться на ее репродуктивном здоровье. Но она не обязана сообщать об этом факте своей биографии никому.

А что Вы думаете по этому поводу?