Кто ищет, тот найдет

04.12.2013

Учитель истории школы № 6 Виген Прозоров вместе с 12­-летним сыном Владимиром разыскал подробности участия в Великой Отечественной войне 18-­ти своих родственников.

Наверняка нет такой семьи в России, старшие родственники которой не воевали бы. Та война коснулась всех и каждого. Но времени уже прошло немало, и память уходит, оставляя, порой, лишь только имя, а подробностей — никаких. И, как говорит Виген Борисович, он, в принципе, много знал о своих родственниках, но знание это было не систематизировано, отрывочно, а чтобы заняться выяснением обстоятельств их жизни — все как­-то руки не доходили, учитель все-таки — занятость большая.

Но однажды после уроков вернулся домой сын­-гимназист и сказал, что ему надо подготовить к классному часу 5-­минутный рассказ о воевавшем старшем родственнике. С одной стороны, показалось, что сделать это проще простого — воевали три прадеда Володи, старший брат дедушки — его фотография в доме на видном месте. В то же время, есть много и других. И после недолгого обсуждения, отец с сыном пришли к выводу, что готовить выступление об одном воевавшем не очень справедливо, потому что воевали все, и они в равной степени заслуживают памяти и уважения.

Обо всем этом Виген Прозоров рассказывал на первом в этом сезоне заседании обнинского краеведческого объединения «Репинка». Оно проходило в городском музее. Народу собралось не сказать, чтобы очень много — но все люди заинтересованные, которые сами занимаются поисковой работой, в том числе и депутат ГС, гендиректор ОНПП «Технология» Олег Комиссар.

Виген Прозоров

Виген Прозоров

Короче говоря, это простое школьное задание подтолкнуло учителя истории к началу серьезного поиска. «К счастью, в начале нашего пути мы и сами не предполагали, сколько нам придется искать, писать, звонить, читать и разговаривать, чтобы собрать необходимую информацию, — сказал Виген Борисович. — В противном случае, возможно, даже бы и не решились на это. Но по мере углубления в нашу тему родился интерес, и, что самое главное, стимул для дальнейших поисков, благодаря тому, что постоянно появлялась новая информация. Постепенно люди, которых мы никогда в жизни не видели, стали для нас своими, родными, близкими. И их война, которая для каждого из них оказалась своя и по срокам, и по событиям — встала как­-то вот рядом и очень ощутимо».

Во время поиска выявилось много интереснейших деталей. Например, дед Вигена Борисовича — политрук минометной роты Виген Захарович Назарбеков воевал под Сталинградом, и его подразделение проходило через ту деревню, откуда родом другой его дед — Виктор Федорович Прозоров, вот как иногда пересекаются пути. Дед Виген погиб в бою в августе 1942­-го, место его захоронения установлено. А дед Виктор пропал без вести еще в самом начале войны — был ли убит или сгинул в плену, это пока еще тайна. Он служил в саперных войсках, которые в июне 41­-го использовались в качестве простых строителей на новой западной границе и поэтому не были даже вооружены.

Отцу с сыном удалось добиться и очень серьезного результата — они смогли установить место захоронения одного из своих родственников — Михаила Ивановича Дороганя, который до сих пор считался пропавшим без вести. Всего же из 18­-ти человек, по которым собирались данные, с войны не вернулись 8. Почти все получили ранения. Двое прошли через немецкий плен и смогли там выжить. На одного пришла родственникам похоронка, а он после войны вернулся живым. Самым старшим по должности был командир взвода, много рядовых, больше всего пехотинцев и артиллеристов, самых обыкновенных «пахарей войны».

Как говорит Виген Борисович, они работали вместе с сыном — тот тоже писал запросы в архивы, искал информацию о местах захоронений и боевом пути частей и соединений в Интернете.

С чего же начинать искать информацию о воевавших родственниках? Виген Борисович рекомендует сначала обратиться к интернет­-ресурсам, сайтам obd­memorial.ru, podvig­naroda.ru, soldat.ru Наверняка, там имеются какие­-то оцифрованные документы об интересующем человеке. Существует еще огромное количество сайтов по различным вопросам истории войны — там тоже можно найти необходимые сведения. Но в Сети есть далеко не все. Например, точные места захоронений, как правило, определяются с помощью запросов в местные органы власти. Приходится обращаться и в самые разнообразные архивы. «Если кому интересно, надо поторопиться это делать, — советует Виген Прозоров. — Тенденция защиты персональных данных нарастает и скоро наверняка возникнут проблемы с получением архивной информации».

А что Вы думаете по этому поводу?