Бродяги и бездомные
04.12.2013
Новый закон даст социальным работникам право помогать именно тем, которые в помощи действительно нуждаются.
Сейчас в Обнинске бомжей почти не видно, но с наступлением серьезных холодов они потянутся в доступные подъезды — не погибать же на улице от мороза. Но обычным жителям такое соседство доставляет мало радости: бомжи, как правило, — переносчики опасных болезней, в том числе туберкулеза. А законных средств борьбы с ними практически никаких нет — бродяжничество в нашей стране преступлением не является. И такими людьми полиция начинает интересоваться, когда либо они сами преступили закон, либо в отношении их совершено преступление. Как говорят в обнинском отделе полиции, на заявления граждан, если в подъезде ночует бомж, правоохранители реагируют, доставляют несчастного в участок, выясняют его личность, снимают отпечатки пальцев. А дальше, если на нем ничего «не висит», отпускают — сажать-то не за что. Этим людям предлагают помощь в доставке в областной центр помощи бездомным, но воспользоваться такой услугой никто из людей, бомжующих в Обнинске, не захотел — их право. Но вполне возможно, что скоро бомжей ограничат в правах.
Московская городская власть подготовила проект федерального закона «Об ограничении бродяжничества, социальной поддержке бездомных граждан и ресоциализации лиц, занимающихся бродяжничеством».
Суть его в следующем: предлагается отделить бродяг от бездомных. Бродяги, согласно законопроекту, это люди, сознательно живущие вне жилого помещения, не имеющие определенных занятий и появляющиеся в общественных местах в состоянии, «оскорбляющем человеческое достоинство и противоречащем требованиям личной гигиены». А бездомный — это тот, кто не имеет возможности проживания в жилом помещении или не имеющий регистрации по месту жительства или пребывания. Бездомным, по мысли авторов законопроекта, надо помогать, а бродяг — наказывать.
Помогать так: бездомный сможет обратиться в специальный центр социальной поддержки, где ему оформят регистрацию сроком на год и, что самое главное, — даже назначат пенсию. Похлопочут, чтобы восстановить документы, окажут медицинскую помощь и помогут найти работу. Планируется для зарегистрировавшихся бездомных создать специальный жилищный фонд и дать им право голоса на выборах.С бродягами (это с теми, у кого есть, где жить) предлагается поступать относительно жестко. Попавшихся бродяг призывного возраста будут отправлять в армию. Остальных, если их удастся идентифицировать, отправят по месту последней регистрации. Если же не получится, бродягу отправят в спецучреждение, подобное советскому ЛТП (лечебно-трудовому профилакторию). Сначала на два месяца, а при повторном задержании — на год. Правда, система ЛТП давно разрушена и на ее восстановление потребуется немало средств. Как говорят авторы законопроекта, его реализация потребует 3,5 млрд руб.
Однако насколько все эти меры окажутся действенными? Как говорит директор Калужского областного центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства Вероника Гоэрц, среди ее контингента примерно каждый пятый — это бродяга. «В основном, — это люди, нездоровые психически, — поясняет Вероника Викторовна. — И навряд ли принудительные меры воздействия на них дадут какой-то положительный результат, разве что людей изолируют от общества на какое-то время».
Да и с «классическими» бездомными не все так ладно, как может показаться. «Наш центр работает с 2007 года, — продолжает Вероника Гоэрц. — Через него прошли сотни людей, а к нормальной жизни вернулись считанные единицы, несмотря на то, что мы создаем все условия для этого: помогаем восстановить документы, устроиться на работу, и это при том, что содержание в нашем центре является бесплатным».
К слову, правила поведения в этом центре жесткие. Например, полный запрет алкоголя. Если попался в первый раз — предупреждают, во второй раз — выгоняют. Поэтому и «текучка кадров» большая. Не только среди бродяг, но и среди «классических» бездомных, как говорит директор Центра, очень много пьяниц, у которых деформирована психика: «Это очень тяжелые люди — большинство из них вовсе не стремится устроиться на работу и вернуться к нормальному образу жизни. У нас находятся представители самого дна общества». Тем не менее, Вероника Гоэрц считает здравым предложение законодательно отделить бродяг от бездомных: «Это не совсем правильно, когда сейчас человек, способный трудиться, ведет бродяжнический образ жизни и бесплатно поселяется в нашем учреждении наряду с одноногими инвалидами». Однако помогут ли ЛТП «вправить мозги» бродягам — большой вопрос. Многие помнят: опыт принудительного лечения алкоголиков в советское время показал очень низкую эффективность. И ЛТП были нужны не столько для лечения, сколько для изоляции алкоголиков от общества.
А что Вы думаете по этому поводу?