Новый старый дом

27.11.2013

Судьба барского дома в Белкино может развиваться по двум вариантам: либо фонд “Усадьба Белкино” на месте руин воссоздаст его, либо со временем он превратится в груду кирпичей.

С тех пор, как рухнула часть стены барского дома в Белкино, минуло уже два месяца — и, кажется, ничего не происходит. На самом деле руководители фонда “Усадьба Белкино”, в который входят крупнейшие бизнесмены Обнинска, обратились в областное министерство культуры с просьбой признать этот памятник истории и культуры утраченным, с тем, чтобы воссоздать его на прежнем месте. Ответ пришел такой: памятник утраченным не является.

Один из основателей фонда “Усадьба Белкино” Олег Есинский уверен, что отреставрировать барский дом уже невозможно: “Слабый известковый фундамент дома лопнул. В результате обрушилась стена, и хорошо, что никого в тот момент не убило. Работы по консервации дома в начале 90-­х годов выполнили неграмотно, и они послужили не сохранению его, а только ускорили разрушение — тогда переломали своды и перекрытия. Поэтому мы считаем, что на месте старого, разрушающегося дома необходимо строить новый, чтобы воссоздать то, что было. В этом нет ничего особо сложного — фасад дома не имеет сложных элементов декора, и поэтому построить так, как было, не составит особого труда”.

По замыслу Олега Викторовича, часть кладки стен можно выполнить из исторического кирпича. По его подсчетам, на строительство уйдет около 22 млн рублей.

Однако не все так просто. Если министерство культуры не соглашается с тем, что памятник утрачен, то возможна только его реставрация и никаких новоделов. А если реставрация по техническим причинам невозможна? Тогда пусть стоит и разрушается дальше.

Белкинский дом — уже без стены

Белкинский дом — уже без стены

“Мы работаем в правовом поле и не можем признать памятник утраченным”, — поясняет начальник управления государственной охраны памятников истории и культуры Виталий Бессонов. И действительно, с какой стати считать, что дома нет? Он же стоит, а то, что часть стены рухнула, не означает же, что он вообще исчез. Логика здесь железная. Но с другой стороны, а чего ждать? Когда дом совсем развалится?

“Для того, чтобы воссоздать памятник, вовсе нет необходимости признавать его утраченным, — продолжает Виталий Бессонов. — По закону это вполне можно сделать. Против воссоздания никто не возражает. Я думаю, что все будут только рады этому”.

На вопрос, что мешает фонду “Усадьба Белкино” воссоздать барский дом в Белкино, Виталий Бессонов ответил ясно: “Ничто не мешает. Сначала фонду необходимо получить согласование на проектное задание, затем — согласование на проект, а уж потом — разрешение на производство работ. С нашей стороны никаких проволочек не будет. Подготовка разрешительных документов занимает максимум полтора месяца”.

Однако почему­-то за два месяца после того, как рухнула стена, фонд так и не получил ни одной разрешительной бумаги, которая стронула бы дело с мертвой точки, а запретительное письмо, пожалуйста, прислали.

Если все-­таки получится воссоздать барский дом, какова будет его дальнейшая судьба? “Мы не имеем права его приватизировать, — объясняет Олег Есинский. — Я думаю, что после воссоздания городские власти распорядятся: возможно, там разместятся музейные и выставочные экспозиции. А двусветный зал прекрасно подойдет для проведения камерных концертов. По моей мысли, дом должен стать культурно-­просветительским центром”.

“Руководство фонда ведет переговоры с министерством, — продолжает Олег Есинский. — Уверен, что рано или поздно нам предстоит строить новодел”.

… Когда фонд только начинал свою работу, высказывались различные опасения, что обнинские бизнесмены задумали в Белкино что­-то “нечистое”, однако прошло 13 лет, и что мы видим: восстановлена значительная часть парка, посажены деревья, построены три детских площадки, восстановлена ротонда, проложены дорожки внутри парка и вдоль пруда, построен летний театр, установлены парковые скульптуры — сил и средств вложено немало, а жители города пользуются белкинским парком бесплатно. Все сделано для людей, а не для себя. И то, что барский дом, если его восстановят, будет общедоступным, сомнений не вызывает. Лишь бы только восстановили. Но одного желания фонда в данном случае мало — необходимо еще разрешение властей. А его пока нет.

А что Вы думаете по этому поводу?