Ювенальная страшилка?

27.11.2013

В Госдуму внесен законопроект, определяющий уголовную ответственность для сотрудников опеки, незаконно изъявших ребенка из семьи.

Политолог Сергей Кургинян и юристы общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» подготовили поправки в законы, регулирующие семейную политику и вопросы ювенальной юстиции. По словам Кургиняна, цель — предотвращение незаконных действий сотрудников органов опеки, которые могут быть продиктованы коррупционными интересами и уверенностью в безнаказанности. Проект будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию.

Общественники предлагают за незаконное отбирание детей из семьи, совершенное сотрудником органов опеки из корыстных побуждений, наказывать штрафом до 40 тыс. рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, исправительными работами на срок до двух лет, или арестом до шести месяцев.

Поводом для этого стало несколько «громких» историй по всей стране. Так, в Интернете широко обсуждали случай столичной семьи Кузнецовых — у них был долг по ЖКХ, коммунальщики обратились в опеку, в результате проверки обнаружили, что условия для проживания плохие, не сделан ремонт, и пятерых детей забрали из семьи. На форумах подобные сюжеты всегда вызывают массу откликов. Пользователи делятся списком признаков, которые, якобы, дают сотрудникам органов опеки право забрать ребенка от родителей. Там фигурируют и наличие просроченных продуктов в холодильнике, и разбросанные игрушки, и большое количество домашних животных. То есть создается впечатление — разлучить детей с мамой и папой могут из­-за сущей ерунды.

При этом в Обнинске и регионе за последние пару лет было несколько ярких случаев противоположной направленности — когда обычные люди задавались одним и тем же вопросом: почему из неблагополучной семьи детей до сих пор не забрали?

В прошлом году СМИ обсуждали историю 3­-летнего мальчика, мама которого пришла в следственный комитет и написала заявление, от которого впору покрыться холодным потом: обвинила свою мать в развратных действиях по отношению к ребенку. К счастью, вскоре выяснилось, что это дикие фантазии, бабушку попросту оклеветали.

Обнинская опека обычно лояльна к родителям ребенка

Обнинская опека обычно лояльна к родителям ребенка

Но при этом стали известны подробности жизни семьи. И мать, и бабушка злоупотребляли спиртными напитками, даже по вызову следователя женщина являлась «под градусом». Мальчик для своего возраста был плохо развит, не разговаривал, о его здоровье не заботились. Семья уже числилась среди неблагополучных, и органы опеки начали проверку. Но даже просто попасть в квартиру оказалось проблематично — один раз сотрудникам не открыли дверь, хотя явно было слышно, что дома кто-­то есть. В общем, темная история…

Тогда все задавали логичный вопрос: почему не забрать мальчика из семьи — не насовсем, а, по крайней мере, до полного выяснения обстоятельств? Руководитель отдела опеки Татьяна Струкова прокомментировала ситуацию так: закон четко прописывает, что изъять ребенка от родителей можно только в случае непосредственной опасности для его жизни и здоровья. А разговоры о ювенальной юстиции «карательного направления» — всего лишь разговоры…

Потом ситуация вроде бы более или менее нормализовалась — мать с сыном съехали от бабушки, и конфликты, в которые был втянут ребенок, прекратились. Женщина получила штраф за заведомо ложный донос и больше по правоохранительным органам с дикими заявлениями не ходит.

В этом году — история 7­-летней девочки из Малоярославца. Мать открыто заявляет, что с дочкой не справляется и подумывает об определении в психоневрологический интернат. Нашлась семья, для которой ребенок стал родным, готовая забрать ее к себе. Но мать то дает согласие на оформление временной опеки, то чего-­то пугается и требует вернуть девочку. И маленького человека насильно выдергивают из любящей, теплой атмосферы, несмотря на ее слезы и протесты…

И, опять­-таки, органы опеки занимают очень лояльную по отношению к родной матери позицию — мол, ребенок одет­-обут-­накормлен, оснований для изъятия и лишения родправ нет, договаривайтесь сами, как умеете.

В общем, в нашем регионе страшилки о ювенальной юстиции не работают. Но это палка о двух концах — иногда повышенная лояльность и установка «сохраним для ребенка родную семью» ближе к равнодушию, чем к заботе о маленьком человеке.

К публикации “Ювенальная страшилка?”
комментариев: 4

  1. Павел,
    Ноябрь 27, 2013 10:46

    Как обычно, журналисты слышат звон, да не знают где он.
    РВС борется и за приемные семьи, мало того, зачастую, отнимая детей из благополучных семей, опека отказывается спасать детей из семей, где им угрожает опасность.

    Вот например, http://r-v-s.su/news/2013/celilis-v-roditeley-popali-v-detey тут показано, как опека преследует приемную семью. Очевидно что судьба детей социнспекторов не беспокоит, для них главное, это права детей, а не дети.

  2. Сергей,
    Ноябрь 27, 2013 11:59

    Громкие случаи в кавычках почему?
    Потому, что нет желания слышать реальную практику правоприменения?
    Или потому, что изъятие детей не коснулось авторов статьи непосредственно?

    В статье случаи “отфильтрованы”, не предоставлена возможность семье говорить “от первого лица”, всё со слов чиновников.
    Даже если информация и достоверна, никто и не ставил под сомнение традиционные нормы, защищающие семью. Они давно прописаны в Семейном кодексе.
    Но в законодательной инициативе, как я понимаю, речь идёт про случаи незаконного изъятия ребёнка из семьи.
    Отмахнуться, мол, это “страшилки”, у ювеналов не получится - зафиксированы реальные случаи, малая часть которых попала даже на центральные государственные ТВ-каналы. И это пока ещё ситуация, когда основные ювенальные законы ещё не приняты.
    Что будет, когда система по изъятию детей будет поставлена “на поток”, как это есть в Финляндии, Франции и др.”культурных” странах? А ведь у нас именно финскую модель ювенальной юстиции и развивают! Именно финские специалисты проводят мастер-классы для наших органов опеки.

    Об этом автор статьи умалчивает. Может, чиновники из соцопеки ему не обо всём рассказали?
    Или это заинтересованное умолчание?
    Так что я очень сомневаюсь кто же “ближе к равнодушию”: руководители опеки, заботящиеся о своём добром имидже, или журналист, не пытающийся вникнуть в суть проблем ювенальной практики в России?

  3. Николай Юрченко,
    Ноябрь 27, 2013 13:31

    Очень интересная формулировка - “почему не забрать мальчика из семьи — не насовсем, а, по крайней мере, до полного выяснения обстоятельств?”

    Если с такой меркой подходить ко всем семьям, то и получится та самая ювенальная юстиция. Примерьте к своей семье - мало ли, какие обстоятельства возникнут, например ссора с соседями.

  4. Елена,
    Ноябрь 27, 2013 16:18

    <>

    Закон-то прописывает, но “карательное направление” - налицо. И свидетельством тому судебные процессы, прошедшие во многих регионах, в ходе которых действия сотрудников опёки были признаны неправомерными.
    И что? Были признаны неправомерными, дети, иногда после многих месяцев отлучения от родной семьи - возвращены, а сотрудники опёки отряхнулись и пошли “работать” в том же духе дальше… Закон о наказании таких сотрудников просто необходим.

А что Вы думаете по этому поводу?