Вопросы есть, а ответов нет
15.11.2013
Если до сих пор дороги у нас начинали чинить осенью из-за «пробуксовки» торгов, то теперь и ветошную тряпку просто так не купишь…
Чтобы никому скучно не было. Сейчас руководителей муниципальных учреждений лихорадит по поводу принятия нового закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». На семинарах, которые проводит Управление муниципального заказа, собирается под 150 человек, при «емкости» зала в 115 мест…
До 2014 года госзакупки регулировал пресловутый 94-й закон. Его принимали как противодействие коррупции. Чтобы пресечь возможные «откаты», когда чиновники госструктур заключали договоры с предпринимателями, а те делились с ними «контрактными» деньгами, и эти суммы доходили до четверти от стоимости контракта. Вроде бы закон позволил создать такую схему, когда государственный или муниципальный заказ может получить только та фирма, что предложит наилучшие варианты, «опустив» начальную заявленную заказчиком стоимость. В результате на практике получилось: зачастую торги вообще провести нельзя, потому что не находится желающих в них поучаствовать. Или, и такие случаи тоже нередки, когда аукционы с минимальной ценой выигрывали фирмы, которые в итоге вовсе не оказывали никаких услуг. Приходилось всю процедуру проводить заново, и в итоге наши горожане даже привыкли, что дорожные работы, например, начинают проводить в зиму.
«Новый закон предполагает полную прозрачность закупок, — говорит начальник Управления муниципального заказа Ирина Демина. — Например, законопроектом предусмотрены и мониторинг, и контроль за процессом на каждом его этапе. Публикации подлежат все действия заказчика — обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта. Вводится институт общественного контроля за госзакупками, на крупных предприятиях предполагается создание специальной контрактной службы заказчика. С ее сотрудников как раз и будет спрос за соблюдение всех требований, предусмотренных законом о госзакупках, и за качество исполнения контракта».
А если вернуться «на землю», то реально, чтобы школа могла закупить, допустим, моющие средства, завхоз должен объяснить в Интернете, почему он выбрал этот магазин, а не тот, и привести сверку прайсов нескольких торговых точек. И, если вдруг кто-то докажет, что резиновые перчатки можно было купить на 5 рублей дешевле, то завхоза оштрафуют на сумму, примерно вдвое превышающую его зарплату. И, чтобы такого не получилось, нужно иметь специалиста — конкурсного управляющего, который должен быть назначен директором, пройти специальное обучение и получить соответствующие корочки. Вот сейчас школы как раз и учат на курсах повышения квалификации либо завхозов, либо завучей…Депутат городского Собрания Надежда Рожкова входит в комиссию по муниципальному заказу, работает директором государственного бюджетного учреждения центра «Милосердие». Она считает: «Выполнение нового законодательства требует определенных знаний. Например, чтобы работать в комиссии по муниципальному заказу, мне пришлось пройти специальное обучение. Сейчас требования меняются, и нужно учиться работать по новым правилам. Это сложно».
Депутат городского Собрания Владимир Светлаков, работающий директором школы №4, отмечает, что его школе потребуется специалист, который бы занимался вопросами закупок — контрактный управляющий: «В штате такой должности нет, она не предусмотрена регламентом министерства образования. Можно было бы впоследствии выступить с законодательной инициативой о создании на уровне муниципалитета специальной структуры, которая бы централизованно занималась госзакупками для всех школ, чтобы как-то смягчить ситуацию. Однако учебных заведений у нас более сорока, если считать с детскими садами. Не получается ли, что придется наращивать аппарат?»
Депутат Татьяна Баталова, возглавляющая Обнинский молодежный центр, говорит, что любое законодательное изменение привносит ряд сложностей: закон есть, а подзаконных актов и других документов, разъясняющих некоторые моменты, нет. Могут ли депутаты на местном уровне как-то повлиять на ситуацию, если изменения происходят на федеральном уровне? «Есть определенные правила: сначала принимается федеральный закон, потом — региональный. И только после этого может идти речь о муниципальных уточнениях. Сейчас говорить о каких-то наших конкретных действиях рано. Поскольку вопросов по новому закону больше, чем ответов».
А что Вы думаете по этому поводу?