Бюджетные маневры
09.10.2013
Эксперты говорят о снижении доходов городского бюджета. Впрочем, конкретного прогноза они не делают.
На днях бюджет на 2014-2016 годы внесен в Госдуму. При этом Минфин начал пересматривать проектировки бюджета на ближайшие три года на фоне резкого замедления развития экономики страны.
Первые симптомы наступающих неприятностей обозначились еще весной, когда эксперты в один голос заговорили о трудной осени. Простое сопоставление экономического состояния страны и взятых государством социальных обязательств и затратных программ сомнений не оставляло: концы не сойдутся.
Летом эта экспертная оценка получила вполне официальные подтверждения — разные чиновники заговорили о неизбежных корректировках бюджета и необходимости поиска “маневров”, под которым, как выясняется теперь, подразумевается в первую очередь сокращение расходных статей по всему бюджетному периметру.
Начало осени ознаменовалось разработкой целого пакета предложений по “оптимизации” бюджетных поступлений и трат. В середине сентября стало известно, что федеральное правительство решилось на сокращение всех незащищенных статей бюджета на 5-10%, чтобы иметь возможность перенаправить средства на более значимые нужды. При этом президент России Владимир Путин попросил не называть грядущее сокращение секвестром бюджета.
Какова ситуация в Обнинске? Местные парламентарии приступят к рассмотрению бюджета только через месяц. Но о сокращении доходов местной казны уже говорит депутат ГС, председатель комитета городского Собрания по бюджету, финансам и налогам Олег Комиссар: “В 2006-2007 годах благодаря реформированию российской бюджетной системы в пользу бюджетов местного самоуправления мы фиксировали резкий подъем доходов бюджета города. Потом был естественный период насыщения и стабилизации. Сегодня в силу существующей экономической ситуации в городе и введения нового законодательства город потерял часть налоговых поступлений. Естественно, все это скажется на наших доходах в бюджете 2014 года”.“Отчет об исполнении бюджета за первое полугодие особой тревоги не вызвал, — комментирует депутат ГС Александр Сухарев. — Но уже видны предпосылки к снижению роста собственных доходов. Кроме того, понятно: в будущем году также произойдет перераспределение налогов между городом и регионом. Приведу простой пример: по новому закону об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и дополнительного образования с 1 января 2014 года переходит к полномочиям региональных органов государственной власти в сфере образования, а не местных, как это было раньше. А чтобы деньги выделить, их надо сначала откуда-то получить. В данном случае — у муниципалитетов. И практика показывает: обычно забирают больше, чем отдают”.
Председатель комитета Горсобрания по экономической политике Лев Березнер также говорит о сокращении налоговых отчислений, которые нанесли существенный удар по местной экономике. Так, по итогам прошлого года, учитывая передачу в вышестоящие бюджеты части расходов с частичной компенсацией из областного бюджета, Обнинск потерял около 150 миллионов рублей. Такое перераспределение налоговых доходов существенно сократит доходы бюджета города и в этом, и в последующих годах. Также Лев Александрович говорит о том, что сейчас в нашем регионе завершена переоценка кадастровой стоимости земли. В итоге резко снизилась стоимость городских земель. А это непременно отразится на поступлениях земельного налога. Березнер уточняет, что с 2015 года потери бюджета по этой статье также составят около 150 млн рублей ежегодно.
На другой чаше весов — расходы, которые постоянно множатся: растет число мест в детских садах, увеличиваются зарплаты сотрудников социальной сферы, создаются новые рабочие места, ремонтируются дороги, закупается новое оборудование, в городе действует масса социальных программ и т.д. На все это местный бюджет должен находить деньги. Откуда? “Мы должны не только “снимать” налоги, но и заниматься экономикой города, — уверен Олег Комиссар. — Что я имею в виду? Мы не должны отказываться от потенциальных инвесторов, которые хотят прийти в Обнинск. В этом плане прекрасным примером может служить вся Калужская область — региональная власть отдает массу сил на привлечение новых крупных компаний — они становятся через несколько лет крупными налогоплательщиками.
Далее — необходимо развивать нашу инновационную компоненту. Если говорить конкретно — привлекать резидентов в зону инновационного развития на ул. Красных Зорь, завершать освоение двух площадок Технопарка “Обнинск”.
Чем грозят Обнинску “бюджетные маневры”? По мнению Александра Сухарева, все социальные статьи расходов в обязательном порядке будут сохранены — их львиная доля как раз финансируется благодаря субвенциям и субсидиям бюджетов вышестоящих уровней. А узнать, на что окажется похожа финансовая картина на ближайший год, можно будет только через месяц-другой.
А что Вы думаете по этому поводу?