Эффект Трофимова
02.10.2013
Профессор Адольф Трофимов каждый день доказывает: творчество и упорство — основные черты настоящего ученого.
Свое первое изобретение нынешний завкафедрой автоматики, контроля и диагностики ИАТЭ Адольф Трофимов сделал еще в рядах советской армии. В детстве он мечтал стать поэтом, даже посылал стихи в «Пионерскую правду», а оттуда ему на официальном бланке с вензелями ответили: мол, талант у вас, юноша, вне всякого сомнения, есть, но прежде чем печататься, надо поднабраться жизненного опыта. И Адольф решил его набирать «большими ложками»: сначала пошел работать слесарем, потом упросил военкомат призвать в армию. Служил в Германии, в артиллерийских частях. И придумал там артиллерийскую линейку — для расчетов наведения орудий, чтобы учесть метеоусловия и особенности местности. Вместо получаса, которые тратили прежде, на наведение стало уходить меньше минуты. Командир полка удивился: как так, у нас же целая академия есть, почему там до этого не додумались? Изобретать расчетчику Трофимову понравилось так сильно, что он решил: стану ученым.
И не просто стал. Его плодовитости на научной ниве удивляются не только коллеги, но и люди, совсем далекие от этой сферы: он автор 450 научных трудов, в том числе 23 монографий. У него — 110 запатентованных изобретений. Под его руководством защищено 2 докторских и 7 кандидатских диссертаций. По его учебникам (а он автор более 30 таких книг) учатся студенты России, Украины, Белоруссии. А одно учебное пособие стало победителем общероссийского конкурса учебной литературы по атомной энергетике. Он награжден множеством правительственных наград. Он основатель и бессменный руководитель одной из ведущих кафедр ИАТЭ — автоматики, контроля и диагностики (к слову, ей на днях исполняется ровно четверть века). Он автор пяти научных открытий, причем одно назвал своим именем: эффект Трофимова.
Эти открытия и изобретения внедряются и на АЭС, и на других производствах. Один из самых ярких примеров — новая инновационная технология сварки с воздействием ультразвука. Как известно, сварной шов — самое уязвимое место в сварной конструкции, его несущая способность вдвое ниже, чем у основного металла. При новой же технологии сварки, предложенной Трофимовым, прочностные характеристики сварного соединения приближаются к параметрам основного металла. Понятно, что такой подход кардинально увеличивает срок службы металлических конструкций. А это, в свою очередь, резко повышает безопасность самых разных объектов, в том числе и прежде всего — атомных электростанций. К слову, «Росэнергоатом» наградил Трофимова медалью «За заслуги в повышении безопасности атомных станций». Ее порядковый номер — четыре, что говорит само за себя.Научные озарения обычно приходят к Трофимову внезапно — примерно так, как Менделееву приснилась его периодическая система, а Ньютону — пришла идея закона всемирного тяготения. Хотя понятно, что случайности тут места не оставалось: долгие поиски, размышления, сопоставления фактов — и, о, чудо! Эврика! Человечеству запоминается красивый эффект, который скрывает долгую, упорную работу.
К слову, как говорит Адольф Иванович, точно так же, как научные идеи — внезапно, к нему приходят стихи: можно просто брать и записывать. Увлечение юности он не забросил, поэзия не меньше любима, чем наука:
«Жизнь, как лето,
быстро пролетает,
Изменяет так же свой наряд.
Говорят, что осень золотая –
Только с грустью
это говорят…
Не подвержен
я осенней скуке,
Не до скуки мне и не до сна.
Посвятил я жизнь свою науке,
И в душе моей всегда весна».
Когда знакомишься с библиографией Трофимова, удивляешься: как же один человек может все это успеть? Перечень заслуг и послужной список Адольфа Ивановича занимает не один печатный лист. Наверное, в этом основная суть эффекта Трофимова: всегда работать, все успевать, никогда не сдаваться.
А что Вы думаете по этому поводу?