Шум из ничего

04.09.2013

В Обнинске новый закон об образовании в основном закрепляет то, что сложилось ранее.

Начал действовать новый закон об образовании. Его писали три года, документ долго обсуждался в комитетах Госдумы. Говорят, что было рассмотрено порядка 40 тысяч предложений с мест. И что на выходе?

Как одно из главных изменений в среднем образовании подается то, что право преимущественной записи в первые классы получают те, кто проживает на территории, к которой прикреплена школа. Еще в школы с углубленным изучением каких­-либо предметов начнут принимать только учеников средних и старших классов. Но и раньше так было — и при советской власти за школами закреплялись микрорайоны, и позже. А в гимназию и ФТШ всегда набирали учеников только с 5­-го класса и выше. «В этом ничего нового нет, — говорит директор школы № 4 Владимир Светлаков. — Но хорошо, что это закрепили законодательно».

С другой стороны, с точки зрения Владимира Светлакова, печально то, что закон не предусматривает наличие муниципальных элитарных учебных заведений — даже такие понятия, как «гимназия» и «лицей», отсутствуют: «Сотни гимназий страны сейчас находятся в подвешенном состоянии. Никто еще не объяснил, как они будут меняться. Одно из отличий элитарных школ — они получают подушевое финансирование на одного ученика на 5 тыс. руб. в год больше. Никто еще не объяснил, сохранится ли этот принцип в отношении нынешних гимназий и лицеев». Печаль Владимира Борисовича можно понять — школа № 4 уже несколько лет развивалась на пути превращения в гимназию. Получается, что после начала действия нового закона стимул к развитию потерян? На этот вопрос пока тоже нет ответа.

Еще одно «нововведение» — закон декларирует, что учительская зарплата не должна быть ниже средней по региону. Но от таких заявлений учителей уже бросает в нервную дрожь. Один из обнинских педагогов на условиях анонимности прокомментировал: «Нам уже два года говорят, что наша зарплата не ниже, чем среднеобластная и превысила 22 тыс. руб. Но у меня и многих коллег сложилось впечатление, что речь идет не о средней, а о максимальной учительской зарплате». Здесь уместно вспомнить, что указ № 1 президента Бориса Ельцина тоже был посвящен учительской зарплате: «Поднять до уровня средней по стране». Более 20 лет прошло с тех пор…

Как о важном изменении в среднем техническом образовании говорится об отмене ПТУ, в которых учили только каким­-нибудь рабочим профессиям и ничему больше. Таких нет уже давным­-давно не только в Обнинске, но и в регионе. ТУ­-11 превратилось в индустриальный техникум и дает среднее техническое образование. Другие тоже перепрофилировались в профессиональные лицеи и колледжи. Короче говоря, ПТУ — это жуткий анахронизм, образовательного учреждения в такой форме и днем с огнем не сыскать. И, разумеется, во всех профессиональных лицеях и колледжах региона, куда принимают на базе 9­-го класса, дают возможность получить общее среднее образование.

А вот в системе высшего образования изменения произойдут, но не сказать, чтобы они имели революционный характер. ЕГЭ, как форма приемного экзамена, узаконивается. И только два университета, московский и петербургский, получают право вводить дополнительные испытания. Сокращается круг льгот при поступлении в вузы, а отдельным категориям (чернобыльцам, детям-инвалидам, детям военнослужащих, сиротам и некоторым другим) дается право бесплатно учиться на подготовительном отделении. Но только один раз.

Без вступительных экзаменов станут брать победителей и призеров предметных всероссийских олимпиад. В принципе, обнинский ИАТЭ всегда таким был рад. Мало того, на некоторые специальности вне конкурса принимали и лауреатов конференции «Юность. Наука. Культура».

Все это, конечно, частности. И не случайно профессор ИАТЭ Виктор Канке на просьбу прокомментировать закон ответил так: «На первом месте должен стоять ребенок, на втором — учитель, на третьем — чиновники от образования. А у нас эта пирамида перевернута, отчего страшные перекосы. И сколько бы чиновники ни ездили смотреть, как устроена система образования, например, в Финляндии, толку не будет, потому что у них пирамида стоит правильно, а у нас — нет».

А что Вы думаете по этому поводу?